Политика публичная и реальная

О визите китайского вице–президента Си Цзиньпина в США

Сегодня начинается пятидневный визит в США китайского вице–президента Си Цзиньпина. Этот визит может задать тон китайско–американским отношениям на ближайшее десятилетие, ведь ни для кого не секрет, что на грядущем в октябре съезде КПК Си Цзиньпин возглавит партию, а в марте 2013–го — и государство. Так что, кто бы ни стал президентом США в ноябре, дело он будет иметь с Си.


Соединенные Штаты возлагают на Си Цзиньпина большие надежды — у него репутация рыночника и западника (хотя никто не уверен до конца в том, что эта репутация соответствует реальности). Конечно, в той степени, в какой китайский руководитель вообще способен быть западником. Его единственная дочь учится в Гарварде. Для любого западного политика такое было бы немыслимо, а вот для китайского — вполне приемлемо. Более весомым аргументом в пользу западности считается то, что его отец (соратник Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина) был активным сторонником рыночных реформ и даже осудил подавление беспорядков на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.


Визит Си Цзиньпина наверняка будет непростым. У Китая с США серьезные разногласия по международным вопросам. Тут сразу вспоминается вето при голосовании в ООН по сирийской резолюции, активное противодействие санкциям против Ирана и еще более активное сотрудничество в Африке с режимами, которые США (и многие европейские страны) считают авторитарными, а то и «кровавыми». Соединенные Штаты в долгу не остаются и бьют по чувствительным для Поднебесной местам: продают оружие Тайваню (который, напомню, де–юре — часть Китая), расширяют свое военное и экономическое присутствие в Азиатско–Тихоокеанском регионе, который Китай считает сферой своих жизненно важных интересов.


Помощники Барака Обамы говорят, что какие–либо формальные договоренности во время визита Си Цзиньпина вряд ли возможны, прорывов и смягчения позиций никто не ждет, будет «просто» обмен мнениями. Да и он будет не самым простым или даже просто вежливым. Буквально на днях вице–президент США Джо Байден (который и будет принимающей стороной) назвал китайскую политику ограничения рождаемости не просто нарушением прав человека (что привычно), но и «отвратительной для Господа». На официально атеистический (потому что коммунистический) Китай взывание к Господу особого впечатления не произвело, но было неприятно (тем более что в политике этой в последнее время появляются заметные послабления). Но высказывание это китайцам и не было предназначено, это было сказано для внутреннего, что называется, потребления, а для религиозной Америки любая небогоугодность — аргумент в политической игре.


Политической игрой атмосфера, в которой будет проходить визит Си Цзиньпина, и определяется. В США — год президентских выборов, и китайская карта для каждого кандидата практически козырная. Нынешнего хозяина Белого дома Барака Обаму обвиняют в «излишней мягкости» по отношению к Китаю, а основной претендент в кандидаты от Республиканской партии Митт Ромни обещает, только въехав в Овальный кабинет, провести через конгресс билль о «государствах — манипуляторах национальной валютой». Понятно, что направлен он в первую очередь против Китая. Американский электорат Китай не любит и побаивается. Преследуя свои цели, политики так долго убеждали американцев в том, что в безработице в США виновата не проводимая предшествующей и действующей администрацией экономическая политика, а Китай, что, похоже, и сами в это поверили. Жесткая критика идеологически чуждой КНР — самый простой способ набрать больше политических очков. Другой вопрос, что простор для реального маневра сужен: у Китая слишком много американских ценных бумаг, и при формировании реальной политики это приходится учитывать. Но зачем об этом напоминать избирателям?


Китай и США друг для друга — крупнейшие торговые партнеры, и это не только объясняет многое, но и решает почти все. Какие бы ритуальные заклинания ни произносились, как бы сильно воздух ни сотрясали кулаки и угрозы (особенно во время избирательной кампании), понятно, что договариваться нужно. И договариваться они, несомненно, будут — методично, более–менее спокойно и за закрытыми дверями. В этом разница между публичной и реальной политикой, политикой для внутреннего потребления и политикой для достижения результатов. Как мне часто кажется, китайцы в этом плане куда честнее: они кулаками не трясут, во враждебности США не обвиняют, не перестают улыбаться, но жестко отстаивают свои интересы. И интересов этих становится все больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter