Крушение Курца и Бабиша: сходства и отличия

Политика — грязное дело

Что общего у канцлера Австрии (уже бывшего) Себастьяна Курца и премьер-министра Чехии (пока еще) Андрея Бабиша? Во-первых, то, что они — самые популярные политики в своих странах и возглавляют самые крупные партии. А во-вторых (хотя сегодня это, скорее, во-первых), против обоих выдвинуты обвинения в коррупции. Курцу они стоили должности, Бабишу — победы на выборах. В-третьих, и тот, и другой не впервые сталкиваются с подобными обвинениями — они живут с ними годами, отмахиваются от них, политических оппонентов и возмущенной общественности (неоднократно лично видела гуляющие по Праге демонстрации против Бабиша), продолжая заниматься политикой и возглавлять правительства в своих странах. 

Это общее, но есть и отличие: разные перспективы. И дело не только в том, что Себастьян Курц до своей субботней отставки был самым молодым главой правительства в мире — ему 35 лет, а Андрею Бабишу — 67. Это означает, что у Курца в принципе перспектив — не только политических, но и любых других — больше. Дело еще в подходах и силе оппозиции. 

Себастьян Курц.
Фото Рейтер.

Себастьяна Курца обвиняют во взяточничестве и должностных преступлениях. На прошлой неделе в офисе канцлера и возглавляемой им Австрийской народной партии (АНП) прошли обыски. Прокуроры заявляют, что в 2016—2018 годах «средства Министерства финансов были использованы для финансирования частично подтасованных опросов общественного мнения, которые служили исключительно политическим и партийным интересам». По версии прокуратуры, правительство покупало в одном из популярных таблоидов рекламу в обмен на размещение выгодных для АНП и лично Курца публикаций. Он, конечно, все отрицает, говорит, что предъявленные текстовые сообщения вырваны из контекста и что никто не может быть признан виновным, пока его вина не доказана в суде. С юридической точки зрения абсолютно прав, но в политике не только юридическая точка зрения имеет значение. Одно из важнейших достояний любого политика — репутация, а по репутации Курца нанесен серьезный удар. И хотя он не первый, вице-канцлер, лидер младшего партнера по правительственной коалиции, партии «Зеленые» Вернер Коглер заявил: «В этих условиях дееспособность федерального канцлера поставлена под сомнение». И если первые дни после обысков Курц заявлял, что в отставку не уйдет, хотя оппозиция, понятное дело, требовала именно этого, в субботу все же ушел. И, возможно, обыграл таким образом своих оппонентов. Почему?

Потому что нашел отличный (по крайней мере, пока идет расследование) способ остаться в политике и сохранить влияние. Себастьян Курц остается главой АНП и возглавляет крупнейшую парламентскую фракцию. Правительство остается прежним, правда, с новым канцлером, которым стал министр иностранных дел Александр Шалленберг — член АНП и преданный Курцу человек. Для политического «вундеркинда» Себастьяна это важно — потому что, возглавив правительство, он практически в каждом ключевом ведомстве расставил своих людей (ничего удивительного, все политики так делают), и он хочет их сохранить для будущего. Он уверен, что это будущее у него есть: Себастьян молод, умен и популярен. Когда-нибудь о его карьере будут снимать сериалы — вот увидите. 
В отличие от Курца, который, по утверждению прокуратуры, тратил государственные деньги на подкуп таблоидов, Андрею Бабишу в Чехии это не нужно было делать: он входит в пятерку богатейших людей Чехии, в его империю входят несколько медиа, в том числе самый популярный в стране таблоид Blesk. 
Все они работают на премьера. Но «архив Пандоры», опубликованный Международным консорциумом журналистских расследований накануне парламентских выборов, прошедших в эти выходные, сработал против. Документы показали, что Бабиш не задекларировал принадлежавшую ему оффшорную компанию, через которую он в 2009 году купил замок с двумя бассейнами и кинотеатром в горной деревушке во французской Ривьере стоимостью 22 млн долларов. 

Андрей Бабиш.
фото cdn22.img.ria.ru

Бабиш, как водится в таких случаях, обвинения отрицает. Не в том смысле, что отрицает факт приобретения недвижимости — нет, замок куплен и, надо полагать, используется по назначению. Но, во-первых, говорит Бабиш, я богатый человек, и это все знают, во-вторых, это произошло в 2009 году, когда я был просто бизнесменом, а в-третьих, «архив Пандоры» опубликован накануне выборов специально для того, чтобы повлиять на их результат. Про то, что он, вступая в должность премьера, обещал бороться с коррупцией — ни слова. 

Не думаю, что публикация спланирована именно под чешские выборы, но то, что она повлияла на их исход, это факт: еще за три дня до выборов основанное премьер-министром движение ANO уверенно лидировало во всех опросах, но в итоге проиграло. С минимальнейшим перевесом выборы выиграла коалиция «Вместе», набравшая 27,79 % голосов, ANO получило 27,12 %, оставшись крупнейшей партией в стране. Так что Чехия стоит перед лицом большого политического кризиса, разрешение которого во многом зависит от президента Милоша Земана, давнего сторонника Андрея Бабиша, накануне выборов пообещавшего, что поручит формировать правительство крупнейшей победившей партии, а не коалиции. Значит, ANO. 

О намерении сформировать правительство заявил и Андрей Бабиш, и Петр Фиала, председатель Гражданской демократической партии, лидер коалиции «Вместе». После выборов президент Земан встретился с Бабишем, не Фиалой, но практически сразу после этой встречи был доставлен в реанимацию. Прогрессирующая болезнь президента (это не первая госпитализация Земана за последние месяцы) создает еще большую интригу и вокруг будущего правительства Чехии, и вокруг судьбы самого Бабиша. Которому, как и Себастьяну Курцу, до сих пор удавалось выходить из всех скандалов без больших имиджевых потерь. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter