Политика глобального партнерства

Сможет ли Движение неприсоединения стать реальным центром силы на планете?

Сможет ли Движение неприсоединения стать реальным центром силы на планете?

В столице Ирана Тегеране прошел XVI саммит государств – членов Движения неприсоединения. Его ключевыми темами стали, пожалуй, самые наболевшие вопросы мировой политики – иранская ядерная программа, урегулирование конфликта в Сирии а также иракская, палестинская и афганская проблематика. В форуме приняли участие три короля, 24 президента и около 80 глав правительств и министров стран – членов Движения неприсоединения. Собравшийся на одной площадке столь представительный политический бомонд – это не только убедительное свидетельство жизнеспособности одного из самых крупных международных объединений, но и весомая заявка на то, чтобы в ближайшем будущем стать серьезной политической силой глобального масштаба.

Объединение неприсоединившихся

Белорусскую делегацию на саммите возглавил министр иностранных дел Владимир Макей. К слову, Беларусь является единственным европейским государством – участником Движения неприсоединения, цели которого полностью соответствуют внешнеполитическим приоритетам Минска. Главная из них – выстраивание такой системы межгосударственных отношений, которая исключает диктат и применение силы против какой-либо нации и в которой признается право каждого народа на собственный путь развития.

Напомним, что само Движение неприсоединения было учреждено на Белградской конференции в сентябре 1961 года на принципах неучастия в противостоящих в то время военных блоках – НАТО и Организации Варшавского договора. И хотя за прошедшие полвека на мировой арене произошли существенные перемены, Движение неприсоединения не утратило своей актуальности. Более того, его значение только возрастает, потому что Движение неприсоединения сегодня – это неприсоединение к войнам, к бедствиям, разрушениям, эпидемиям и другим проблемам, с которыми сталкивается современный мир, а также приобщение к миру, безопасности и стабильности на планете на основе равноправного политического и экономического диалога между странами. По сути, это альтернатива однополярному развитию мировой политики.

Нынче в странах ДН проживает 55% населения планеты, на их долю приходится 76% мировых запасов нефти и около 66% запасов природного газа. Поэтому с ними все больше приходится считаться и «большой восьмерке», и «большой двадцатке». В этом контексте саммит в Тегеране некоторые аналитики иронично назвали «холодным душем для Вашингтона». Можно по-разному оценивать итоги форума, но главное очевидно: Иран впервые после исламской революции 1979 года провел у себя влиятельное мероприятие, которое было призвано доказать миру, что страна не находится в международной изоляции, куда толкают ее США и их союзники. Разве мыслимо, чтобы в «изолированную» страну приехали высокие гости из 120 государств да еще представители от 17 государств-наблюдателей? Разве допустимо, чтобы именно Иран на три года стал председателем Движения неприсоединения? Оказывается, вполне. 

А тут еще одно событие, которое окончательно поставило в тупик западных стратегов. Буквально в первый день саммита на полную мощность заработал первый блок иранской АЭС «Бушер», флагман российско-иранского сотрудничества. Совпадение? Возможно. Но разве не символичное? В итоговом коммюнике конференции не только подчеркнуто право Ирана на развитие мирного атома, но и признаны права на полный ядерный цикл, что означает глубокое обогащение урана.

Оптимальное решение

Члены Движения неприсоединения также заявили о недопустимости иностранного вмешательства в дела Сирии. Тем более что многие действия представителей сирийской оппозиции, поддерживаемой Западом, все больше напоминают действия террористов. На саммите договорились создать группу для поиска преодоления кризиса в Сирии. На первоначальном этапе в нее войдут представители Ирана, Египта, Венесуэлы, а затем Ливана и Ирака. Задача – налаживание контактов между правительством в Дамаске и оппозицией и выработка единого решения по сложившейся ситуации.

В связи с этим, наверное, не случайно тегеранский саммит приветствовали Россия и Китай, которые не являются членами Движения неприсоединения.

«В Москве отлично понимают всю суть сирийского конфликта и осознают, что в Сирии решается судьба не только самой Сирии и граничащих с ней стран, но и судьба геополитической роли России, – считает руководитель Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский. – В Кремле прилагают все усилия, чтобы урегулировать сирийский конфликт мирным путем. Но это противоречит интересам США. Происходящее сегодня в Сирии является частью так называемого плана «Большого Ближнего Востока», а именно создания тотального хаоса в регионе. Уничтожение сирийской государственности, гражданская война, разруха – вот чего добивается Вашингтон в Сирии. Им это очень выгодно, причем это выстрел, убивающий сразу двух зайцев: устранение неугодного Западу режима Асада в Сирии и ослабление одного из важнейших союзников Дамаска в регионе – Тегерана».

Как отметил польский политолог, нестабильность в Сирии тревожна для Ирана, тем более, что в следующем году там пройдут президентские выборы. США наверняка попытаются использовать сложившуюся конъюнктуру, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. А это, в свою очередь, вызовет рост напряженности на Кавказе, что напрямую задевает интересы России. Кроме того, план «Большого Ближнего Востока» предусматривает дестабилизацию в ряде стран Центральной Азии, что может обернуться непредсказуемыми последствиями в регионе. Такие перспективы заставляют всерьез задуматься о политике глобального партнерства, которая является оптимальной для продвижения интересов Движения неприсоединения в мире. В связи с этим позиция белорусской стороны заключается в том, что страны Движения неприсоединения не должны голосовать друг против друга на международных форумах, а обязаны сплотиться и возглавить решение острейших глобальных проблем, касающихся в том числе энергетической безопасности и регулирования мировой финансовой системы.

Вообще Беларусь входит в число государств, наиболее активно участвующих в разработке внешнеполитических приоритетов Движения неприсоединения. И в этом есть свой резон. Участвуя в данной международной организации, Беларусь не только имеет политическую поддержку государств-единомышленников на мировой арене. Не меньшее значение для Беларуси имеет взаимодействие с партнерами в экономической и научно-технологической сферах. Ведь среди членов Движения неприсоединения есть такие гиганты, как, например, Индия. Сегодня многие государства Афро-Азиатского региона импортируют продукцию машиностроительной, нефтехимической, электронной и других отраслей белорусской промышленности. Экономическое закрепление Беларуси в этих государствах снижает уязвимость внешней торговли страны и повышает устойчивость при неблагоприятных конъюнктурных колебаниях на внешних рынках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter