Политика без стратегии

Анатолий Локоть, депутат Госдумы РФ, член Комиссии Парламенского Собрания по экономической политике Непонятно, почему проблемы взаимоотношений России и Беларуси, оказывающие влияние на союзное строительство, проходят мимо внимания институтов Союзного государства – Государственного совета, правительства, Парламентского Собрания. Когда между Беларусью и Россией пошла «газовая война», группа депутатов обратилась в союзные органы власти с просьбой созвать внеочередное пленарное заседание, сессию, ВГС. Однако сессия не собралась, союзное правительство, как и ВГС, в разрешении конфликта не участвовали.

Обсуждение позиций спорщиков шло между двумя субъектами международного права, а не в рамках единого Союзного государства.
Это показало, что, несмотря на наличие структур управления, бюджета, союзных программ, фактически никакого Союзного государства нет. Говорю об этом с большим сожалением. Ведь работа четвертого созыва Государственной думы подходит к концу, а решительный шаг к единению с Беларусью она так и не сделала. Почему я говорю о Думе, а не о парламенте Беларуси? По моему мнению, если бы у российского руководства, Федерального Собрания, Президента была политическая воля и настроение, Союз бы уже жил. При Президенте Ельцине был подписан Договор, созданы союзные структуры власти.
Что сделано за последние 8 лет в деле построения Союзного государства? Практически ничего. Разве что укрепилась экономическая интеграция – скорее, вопреки политике российского правительства: субъекты Федерации устанавливают прямые связи с белорусскими
областями, предприятиями, хозяйствами. Союзный бюджет выглядит смехотворно малым на фоне товарооборота по прямым связям. Хотя для всех российских министров выгоды Союза очевидны.
На расширенном заседании Совета Думы представители различных министерств Российской Федерации, силовых структур, банкиры все же рассмотрели российско-белорусские отношения. Представители российских Минэкономразвития, Минфина, Минпромышленности высказали в адрес Беларуси много претензий и замечаний. Для углубления интеграции им якобы мешают разные формы экономики, собственности, недостаточная приватизационная политика белорусского руководства, целенаправленная государственная поддержка белорусской промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Однако никто не сказал, что Союз нам не нужен. Наоборот, все как один заявили: если будет политическая воля, так называемые разногласия будут решены, а такие болезненные вопросы, как эмиссионный валютный центр, единая валюта, разрешатся в течение восьми-девяти месяцев.
На мой взгляд, это серьезный упрек нашей власти, особенно Государственной думе. Получается, российский парламент обманул ожидания граждан России и Беларуси, которые хотят жить в Союзном государстве. Времени у депутатов было достаточно, чтобы принять решение, подготовить и провести всенародный референдум – именно он придал бы наднациональным органам власти статус легитимных. Сейчас, боюсь, депутатам и исполнительной власти уже не до всенародного референдума: в конце лета начинается, а практически уже идет предвыборная кампания – до завершения работы четвертой сессии Госдумы осталось меньше года. Поэтому строительство Союзного государства практически заморожено.
Только энтузиасты развития российско-белорусских отношений надежды не теряют, проводят заседания комиссий, совещания, не дают процессу затихать. Я полностью поддерживаю предложение одного из них – председателя Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Владимира Никитина свести все финансовые взаимоотношения между Россией и Республикой Беларусь в едином бюджете. За Союз действительно надо платить, чем-то жертвовать.
Боюсь, правда, для российского правительства союзное строительство – не приоритетная задача. Оно слишком торопится вступить в ВТО, «интегрироваться» в мировое сообщество, экономическое пространство. Плата за членство в ВТО – отказ от Союза с Беларусью. Похоже, это одно из условий ЕС и США нашим переговорщикам из Минэкономразвития. На какие еще уступки они пошли, никто не знает: в курсе ограниченный круг чиновников Германа Грефа и Михаил Фрадков.
О том, что эта позиция исполнительной власти ошибочна и не отвечает интересам страны, свидетельствует заявление Госдепа США по поводу демократических прав и свобод человека в России, в котором есть маленький нюанс.  «Наехав» на Россию, Госдеп также прошелся и по Беларуси. То есть, как бы ни пыжились наши переговорщики, США поставили нас в один ряд – «неблагонадежных» стран. На мой взгляд, это, во-первых, должно отрезвить опьяневшие от предчувствия скорой близости с Западом головы, а во-вторых, осознать, что все это время правительство шло не туда: что бы оно ни делало, в глазах Запада и США Россия и Беларусь все равно будут в числе неблагонадежных. До тех пор, пока Россия окончательно не превратится в сырьевой придаток Запада, а Беларусь не откажется от союза с нами.
На мой взгляд, важней государственной задачи, чем Союз с Беларусью, восстановление интеграционных связей на постсоветском пространстве, у России нет. У нас колоссальный внутренний рынок, на котором мы можем долгое время работать и развиваться, практически неограниченные экономические, культурные, интеллектуальные возможности. Сначала необходимо восстановить свой потенциал – через восстановление интеграционных политических, геополитических и экономических связей с бывшими союзными республиками, территории. Мы сами перекрыли себе кислород, обрубили все связи и, вопреки национальным интересам, на четвереньках ползем в мировое сообщество.
В ВТО России нужно вступать единым блоком с Беларусью. Ведь в Союзном государстве Россия и Беларусь заведомо сильнее. Тогда и условия вступления были бы совершенно другими. Только, боюсь, с нынешними российскими министрами эту проблему не решишь – в силу их личностных характеристик, устоявшихся взглядов и политики, которую они проводят.
Думаю, ближайшие выборы федеральных органов власти многое решат, и не только для России. Они определят путь развития Союза Беларуси и России минимум на 10 лет, будущее Союзного государства и нашу политику по отношению к странам СНГ в целом.
К сожалению, сегодня ясной политической стратегии по отношению к странам СНГ у России нет. Мы до сих пор не знаем, чего хотим от своих ближайших соседей, включая Беларусь. Это основная проблема России. Нам давно пора определиться, чего мы хотим: строить Союзное государство или поддерживать с Беларусью такие же отношения, как, например, с Германией? Комитету Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками поручено разработать предложения по развитию Союзного государства. Но принятие окончательного решения отложено на неопределенное время. Не опоздать бы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter