Политическая трансМИССИЯ

Республиканское общественное объединение “Белая Русь” — не только связующее звено между обществом и властью, но и активный участник политической модернизации в стране

Республиканское общественное объединение “Белая Русь” — не только связующее звено между обществом и властью, но и активный участник политической модернизации в стране

Михаил БАТУРА, ректор БГУИР, профессор, председатель Минской городской организации РОО “Белая Русь”

 

Оксана НЕХАЙЧИК, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ, председатель Заводской районной организации “Белая Русь” г. Минска 

 

Марат ЖИЛИНСКИЙ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, кандидат исторических наук,  член РОО “Белая Русь”

 

Татьяна МИХЕЕВА, депутат Мингорсовета, заместитель гендиректора ОАО “Амкодор” — управляющая компания холдинга”, председатель Советской  районной организации “Белая Русь” г. Минска

 

Светлана ПАРЕЧИНА, доцент кафедры политологии БГУ, кандидат политических наук

 

 

Юрий ЦАРИК, заместитель директора Дома прессы, политический аналитик, член РОО “Белая Русь”

 

Вел круглый стол Владимир АНДРИЕВИЧ, главный редактор “Народной газеты”, член Республиканского совета РОО “Белая Русь”

 

Построено ли в Беларуси гражданское общество и если да, то каковы пути его совершенствования? В чем заключается роль РОО “Белая Русь” в общественной и политической системах и насколько соответствуют результаты работы этого общественного объединения ожиданиям и интересам рядовых граждан? Наконец, какова вероятность трансформации объединения в политическую партию? Ответы на эти весьма непростые вопросы сообща искали участники круглого стола, проведенного на этой неделе “Народной газетой”.
Для содержательного разговора и конструктивной полемики в редакцию пришли известные люди.

Народная река

“НГ”: — Давайте начнем с истоков: что такое политическая система в целом и что она представляет собой в нашей стране? Выступая на заключительном совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей прошлого созыва, Президент страны Александр Лукашенко сообщил, что он сторонник того, чтобы уже нынешний парламент пятого созыва приступил к модернизации нашей политической системы. Сегодня никто не может отрицать, что нынешняя белорусская политическая система позволила сформировать и обеспечить устойчивое политическое, экономическое и общественное развитие страны. Для чего же необходима модернизация политической системы и на какой платформе?

Юрий ЦАРИК: — Если обойтись без политологических терминов, то политическая система — это механизм устройства власти в государстве. В нашей стране это президентская унитарная республика, в которой Президент как институт власти обладает существенными полномочиями. Впрочем, из этого отнюдь не следует делать поспешный вывод о “неважности” парламента или правительства — каждая из ветвей власти выполняет свои функции. Централизация же белорусской политической системы обусловлена самим фактом ее рождения из политического хаоса начала девяностых годов. Вспомните: Президент предложил программу, альтернативную мэйнстриму (основному движению), который был популярен в то время, — деиндустриализации — и созданию государственности, обслуживавшей сугубо узкую прослойку тогдашних новых элит в ущерб большинству населения. И ему поверили, возникла прямая связь между лидером и основной массой населения.

Сегодня же мы подошли к необходимости трансформации своей политической системы. С моей точки зрения, это обусловлено международным фактором: наша страна активно участвует во многих интеграционных образованиях. Этап становления отечественной политической системы уже пройден, ныне идет интенсификация ее взаимодействия с иностранными партнерами. А для полноценности этого процесса в нем должны быть задействованы и общественные объединения, и политические партии, и экспертное сообщество.

Светлана ПАРЕЧИНА: — Я политическую систему рассматривала бы гораздо шире — как совокупность социальных взаимодействий при осуществлении политико-властных отношений. Именно при этом мы можем говорить о возникновении гражданского общества. Но я согласна: этап становления политической системы пройден, ныне наступил этап формирования гражданского общества, являющегося окружением этой системы. Оно ее поддерживает и выступает ее ресурсом. Поэтому и возникает необходимость повышения политического участия граждан — конструктивного, организованного и системного, которое бы позволило говорить о партнерстве между государством и обществом. Такую функцию выполняют обычно политические партии. И поскольку первый элемент политической системы — государство — в Беларуси уже устоялся и окреп, пришло время развивать второй — гражданское общество через его политические партии.

“НГ”: — Добавлю, что кроме того в нашей стране по итогам минувших парламентских выборов сформирован профессионально сильный парламент, состоящий из опытных и авторитетных прагматиков, знающих не понаслышке жизнь и общественные интересы. Поэтому проблем со стороны депутатов по вопросу модернизации политической системы, на мой взгляд, не ожидается. Но как вы считаете, готово ли само общество к подобному? В Беларуси сегодня 15 политических партий, более двух тысяч общественных организаций. Однако многие из них настолько незаметны, что их готовность к дальнейшей модернизации вызывает серьезные сомнения, на что обратил внимание и глава государства: “Возьмем нижнюю часть элиты нашей страны, я даже не говорю — простых людей, и зададим им вопрос: сколько и каких партий в нашей стране и чем эти партии друг от друга отличаются? Кто, тем более среди народа, ответит?”

Светлана ПАРЕЧИНА: — Речь скорее надо вести о недостатке у них политической культуры и опыта. Кроме того, для активизации партийной системы необходимо, чтобы граждане осознавали свои политические интересы и хотели бы их реализовать. А это далеко не первый уровень потребностей человека. Кроме того, Беларуси в большей степени свойственен подданнический тип политической культуры: мы привыкли полагаться на власть, ожидать от нее чего-либо для себя. Кроме того, это позволяет частично снять с себя ответственность за принятые собственные решения. Словом, проблема в самом обществе. Как говорил Гамильтон, не может быть правительство чище, чем народные реки, питающие его.

Сигнальное опережение

Михаил БАТУРА: — Модернизация — процесс, всегда присутствующий в любой системе, будь она политической или технической. Причем речь не идет о каких-либо радикальных явлениях, это естественный эволюционный процесс. Но если говорить о модернизации именно политической системы, то это не просто важный, это необходимый процесс! Мир, технологии и объемы информации настолько быстро меняются, что не реагировать просто нельзя. Причем это касается и гражданского общества.
Мне кажется очень важным тот факт, что посыл о необходимости модернизации политической системы — яркий сигнал об этом — в Беларуси пошел именно от власти. В обществе на разных уровнях подобные предложения нет-нет да и звучали — и власть обнаружила, что этот процесс следует активизировать. А может, даже и возглавить. Тем более что массовое общественное объединение для этого в нашей стране есть. И базируется оно не на лозунгах и программных призывах, а на конкретных практических делах. Еще когда мы только создавали “Белую Русь”, мы ставили перед собой задачу проникать в реальную жизнь нашего социума, предлагать конкретные и необходимые ему вещи, нарабатывая на этом свой общественно-политический вес. В результате нас заметили — и власть, и люди. Кстати, это оживило и гражданское общество: некоторые партии и общественные организации также зашевелились.

Татьяна МИХЕЕВА: — Очевидно, что формирование гражданского общества — самая сложная задача. Оно должно создаваться из людей, граждан, являющихся личностями и осознающих свои политические роли и интересы. Тем более что исключительно на административном ресурсе власть существовать не может, а в Беларуси это и ни к чему: Президент за годы своего руководства собственными делами бесчисленное множество раз доказал, что власть в нашей стране функционирует исключительно в народных интересах. Но необходим обратный процесс: осознание гражданами своей позитивной роли в деле построения государственности.

И позитивность “Белой Руси” я вижу именно в том, что у нас это осознание есть, а общественные инициативы идут именно снизу. Создавая в свое время первичку на “Амкодоре” и отбирая в нее наиболее сознательных и активных людей, сегодня я с приятным удивлением могу констатировать: знаете, какое самое любимое у нас занятие? — Субботники! Сегодня мы на них отбираем людей на конкурсной основе, столько желающих. А причина такого ажиотажа — позитивная заразительность наших акций, наших дел. Привели в порядок территорию, навестили детей в больнице, собрали книги для библиотеки. Вроде бы разовые примеры — но как песчинка, помещенная в раковину, становится жемчужиной, так и акции “Белой Руси” позволяют ей прирастать популярностью и народной любовью.

Марат ЖИЛИНСКИЙ: — Как историк должен констатировать, что все политические и исторические процессы, проистекающие в мире, так или иначе взаимосвязаны между собой и обусловлены объективными причинами. И то обстоятельство, что в Беларуси зарегистрировано 15 партий, а реально можно говорить лишь о нескольких из них, свидетельствует о многом. Из личного опыта скажу: активное участие в парламентской кампании позволило увидеть предвыборную работу лишь общественного объединения “Белая Русь” и двух-трех партий. Но партии, как показывает опыт Беларуси и других стран, возникают и исчезают, дробятся и уходят в маргинальную среду. “Белая Русь” же как общественное объединение продолжает развиваться и наращивать свой политический опыт и капитал.

Взросление и становление

“НГ”: — Сегодня не только в белорусском обществе, но и в “Белой Руси” — как на руководящем уровне объединения, так и среди рядовых его членов — активно обсуждается целесообразность преобразования его в политическую партию. Одни задаются вопросом “надо ли?”, другие уверены, что надо, но расходятся в ответах на следующий по логике вопрос: если преобразовываться, то как? На сегодня ясно одно: дискуссии продолжаются. Ваши мнения по этому поводу?

Михаил БАТУРА: — Да, внутри объединения немало идет разговоров о том, когда же мы станем партией. Я считаю, что хотя мы к этому в принципе созрели, торопиться не стоит. Как только не внутри РОО, а вокруг него, в самом белорусском обществе возникнет вопрос, когда же “Белая Русь” станет партией, именно этот момент и станет решающим для трансформации РОО. Сегодня можно однозначно говорить лишь об одном: как нынешнее Республиканское общественное объединение “Белая Русь”, так и созданная на его основе — или же учрежденная им, а то и созданная параллельно ему — общенациональная политическая партия будут твердо поддерживать государственный курс действующего Президента Республики Беларусь, направленный на развитие и процветание нашей страны. Замечу, что, по мнению главы государства, мы можем стать центристской силой типа социалистической партии во Франции, или социал-демократической партией, которой не чужда частная собственность, но которая не приемлет появление частной собственности в результате дикой приватизации.

Татьяна МИХЕЕВА: — Будучи активным сторонником преобразования “Белой Руси” из общественного объединения в политическую партию, я все же вижу, что сегодня мы к этому еще не готовы по целому ряду позиций. Начиная от того, какие цели и задачи мы будем перед собой ставить (ведь в качестве партии лишь формировать депутатский состав сегодня крайне недостаточно), и заканчивая общественным восприятием партии как силы, с которой считаются и к помощи которой прибегают. Необходимо не только определить наше будущее место как партии в политической системе страны, но и четко осознать свои особенности и отличия от других партий. Почему человек должен именно нас предпочесть другим?

Светлана ПАРЕЧИНА: — А это во многом зависит от того, чьи интересы “Белая Русь” намерена выражать как партия, то есть от ее четкой позиции по всем актуальным вопросам современности, от ее идеологии. Учитывая, что “Белая Русь” претендует на общенациональное выражение интересов, в этом случае партия будет в какой-то степени пересекаться с институтами государственной власти, поскольку будет стремиться делать то же, что и они. Поэтому по крайней мере на первом этапе их место в политической системе целесообразно четко развести.

Михаил БАТУРА: — А также понимать, что преобразование в партию — это качественно новый шаг, выход на новый уровень. В “дублировании” же интересов и функций власти я ничего плохого не вижу: власть исполняет свои функции административным способом — посредством нормативных документов, бюджета и так далее, а мы — с помощью сознательной активности и людских ресурсов. И если объединить властные и наши ресурсы воедино, нам под силу будет решать задачи государственного масштаба. Я однозначно уверен: партии — быть! Но именно тогда, когда для этого будут все условия.

Марат ЖИЛИНСКИЙ: — Еще один очень важный момент: не потеряет ли “Белая Русь” в случае преобразования в партию многое из своих наработок и накопленного опыта? Ведь проведение  ярких общественно полезных акций и политическая работа в рамках партии — довольно разные вещи. Может, в самом деле стоит даже в случае преобразования сохранить общественное объединение?

Михаил БАТУРА: — Это еще один серьезный вопрос, который также активно обсуждается. И он дополнительно свидетельствует о том, что торопиться с преобразованием нельзя. По крайней мере, до тех пор, пока мы не найдем ответы на все подобные вопросы. Тем более что их осталось немного, у нас гораздо больше уже сделанного и решенного. Такого организационного потенциала и человеческого ресурса в стране нет практически ни у одного иного общественного объединения, не говоря уже о политических партиях.

Путь в будущее

Оксана НЕХАЙЧИК: — Вспомните опыт КПСС: на определенном этапе отношение к ней стало настолько негативным, что само слово “партия” воспринималось как нечто дискредитирующее. Причем антагонизм некоторых не поддавался никакому логическому объяснению даже ими же самими: просто не нравится, и все тут. Но сегодня сам факт, что общественное обсуждение того, быть ли “Белой Руси” политической партией, набрало такие обороты и приобрело такие масштабы, говорит в пользу авторитета и значимости нашего общественного объединения. По сути дела, нам своими действиями, своими добрыми делами и конструктивной позицией удалось преломить в сознании людей негативное отношение к самому понятию партии. И это еще одно наше достижение, а также еще одно свидетельство того, что определенного этапа зрелости гражданское общество Беларуси достигло.

Татьяна МИХЕЕВА: — Как это ни парадоксально, но я считаю так: мы не должны спешить, но ускоряться в процессе преобразования в партию нам нужно! В противном случае мы рискуем уступить политическое поле тем силам, за которыми мало кто стоит, но которые сегодня формально считаются политическими партиями. А что у них есть, по сути? — надувание щек, апелляция к каким-то просчетам — и все. Но у них статус политических партий. Меня как гражданку Беларуси это совершенно не устраивает.

Юрий ЦАРИК: — Если взглянуть на политическую систему США, вы увидите две партии, разницы между которыми в принципе никакой, просто одна обслуживает одних миллиардеров, а другая — других. То есть классическое определение политической партии — выражение интересов части общества, борьба за власть и так далее — не всегда актуально. В устоявшейся политической системе партия обеспечивает структурирование электорального поля и легитимизацию действующей власти. И в этом случае все партии работают на укрепление общей политической системы.

В Беларуси политические партии маленькие потому, что они выражают интересы крайне ограниченного числа населения. Сложность же с преобразованием “Белой Руси” в партию как раз и обусловлена ее общенациональным масштабом. В связи с этим хочу согласиться с тезисом Михаила Павловича о том, что власть начала разговор с гражданским обществом, послала ему сигнал, который можно интерпретировать как готовность власти передать гражданскому обществу часть своих функций, чтобы не перегружать ими собственные государственные институты. Можно назвать рабочим и сценарий создания в будущем партии власти.

Светлана ПАРЕЧИНА: — С созданием правящей партии загвоздка в том, что в странах, где она имеется, иная политическая система: там правительство формируется парламентом, то есть партия побеждает на парламентских выборах и становится правящей, а затем она же, будучи в парламенте, формирует правительство. У нас же правительство формируется не парламентом, поэтому понятие партии власти как таковой во многом взаимосвязано и с избирательной, и с политической системой страны в целом. Однако сам факт широкого обсуждения возможности трансформации общественного объединения в партию свидетельствует о демократизации политического процесса в нашей стране.

Оксана НЕХАЙЧИК: — В ходе своей предвыборной кампании я буквально изо дня в день ощущала, как меняется отношение людей к “Белой Руси” и как растет их заинтересованность нашим объединением. Поэтому я соглашусь с коллегой: торопиться не надо, но и затягивать процесс трансформации “Белой Руси” в партию нельзя. В наших рядах немало людей, желающих заниматься политикой. И, думаю, это далеко не худшие граждане нашей страны.

 “НГ”: И белорусская реальность, и развернувшаяся на этом круглом столе дискуссия свидетельствуют: гражданское общество в нашей стране не только состоялось, но и созрело для новых свершений. “Белая Русь” прошла первый этап, причем очень серьезный. Наверное, сегодня наступило время для следующих шагов: активного “включения мозгов”, подключения интеллектуальных ресурсов, мониторинга общественно важных проблем и совместного поиска путей их решения. “Народная газета” не просто готова оказать “Белой Руси” в этом самое широкое содействие — нынешний круглый стол открыл собой целую серию подобного рода мероприятий, на которых предметно и всесторонне мы намерены обсудить различные актуальные аспекты современного развития нашей страны. Все условия для которого созданы: сформирован профессионально мощный состав парламента, наработаны огромный авторитет и общественное признание крупнейшей общественной организации страны. И самое главное, что все люди с активной гражданской позицией понимают: останавливаться в своем развитии нельзя.
В этом — залог будущего Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter