Политическая экология

Об экологии Китая

Глядя на расцвет Китая, мы поверили в то, что чудеса все же случаются — как минимум экономические. Но все в мире имеет свою цену — и чудеса тоже. Китай уже платит — сложностями с экологией.


В последние недели тема экологии в Китае — главная. На второй план отошла даже новость о том, что прирост ВВП в 2012 году составил 7,8%, — самый большой в мире, но для самого Китая, привыкшего к двузначным цифрам, — самый низкий за последние 13 лет. Статистика свидетельствует, что в IV квартале экономика снова стала разгоняться, специалисты уверены, что в наступившем 2013–м прирост будет никак не менее 8%. Но сами китайцы все чаще задаются вопросом: а не слишком ли высокую цену мы платим за темпы роста?


Есть такой показатель качества воздуха — РМ2.5, количество микрочастиц диаметром 2,5 микрона на кубометр воздуха. Эти микрочастицы весьма опасны — они могут проникать глубоко в легкие и оседать там, вызывая различные заболевания вплоть до онкологии (за последнее десятилетие в Пекине количество заболевших раком легких выросло на 60%). Всемирная организация здравоохранения считает безопасной для здоровья концентрацию 25 РМ2.5 на кубометр. Неделю назад в некоторых районах Пекина этот показатель составил 993, а в среднем — 755. Муниципальные власти настоятельно советовали детям и пожилым людям на улицу не выходить, всем остальным — по возможности сократить пребывание на воздухе.


Объективно Пекин плохо расположен — окружен с трех сторон горами, находится как бы в котловане, а потому частенько движения воздуха просто нет — смог может висеть несколько дней кряду, дожидаясь южного ветра. Но это единственная объективная причина, все остальные — рукотворные. Пекин активно использует уголь и отказаться от него пока не в состоянии. Но и уголь — не единственная рукотворная причина. Автомобильные выхлопы — куда серьезнее. Еще более веская — активное развитие промышленности (читай: экономическое чудо) в самом Пекине и соседних провинциях.


Загубленная экология — прямое следствие бурного экономического развития, это понятно. Означает ли это, что для спасения экологии нужно замедлить экономику и отказаться от крупных проектов? Теоретически — да, практически — невозможно. Вице–премьер Госсовета Ли Кэцян (который, как ожидается, в марте станет премьером) заявил, что исправление экологической ситуации потребует как минимум двух десятков лет — почти столько же, сколько ушло на создание экономического чуда. Но многие в Китае не готовы ждать так долго. Экология на глазах превращается в вопрос политический.


В июле жители соседнего с Шанхаем городка Цидун организовали массовые акции протеста против бумажной фабрики, которая собиралась построить трубопровод для сброса грязной воды в местное водохранилище. Проект заморожен. В августе жители приморского Даляня вышли на улицы, протестуя против завода по производству параксилола (РХ). Власти обязались перенести завод в индустриальный парк за городской чертой в этом году. В ноябре жители процветающего портового Нинбо протестовали против планов построить такой же завод в своем городе. Проект заморожен.


Сегодня с общественным мнением приходится считаться и местным властям, и иностранным инвесторам — это новый тренд развития экономики в Китае, еще 10 лет назад об этом не думали. Вообще. А сегодня нечем дышать. Доступ к свежему воздуху уже стал привилегией (почти как в футуристических фильмах) — его можно купить, но это далеко не всем по карману. Очистители воздуха — один из самых ходовых товаров в магазинах, хороший (швейцарский, дает ощущение горной свежести) может стоить до 800 долларов. Местные СМИ пишут, что в правительственных и партийных офисах и в квартирах чиновников такие очистители есть, и о чем после прочтения такой статьи думает простой китаец, догадаться несложно. Рост негативных настроений общества в отношении чиновников — еще один актуальный тренд, с которым новое руководство компартии вынуждено считаться.


Пытаясь спасти свой воздух, Пекин предпринимает беспрецедентные меры. Уже заявлено о том, что в дни, когда загрязнение воздуха становится высоким, будут закрываться фабрики (не все), будет запрещено использовать уголь для отопления (не везде) и почти треть правительственных автомобилей будет оставаться в гаражах. Но все эти меры не способны решить проблему. И что делать дальше, пока не понятно никому — ни правительству (для которого это новый и неожиданный вызов), ни гражданам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter