Аналитики полагают, что скоро начнется улучшение макроэкономической ситуации

Полгода плохая погода

Нынешние сложности в экономике многие эксперты связывают с региональным кризисом. После развязанной «войны санкций», а также резкого снижения цен на нефть экономики стран ЕАЭС и СНГ стало нешуточно лихорадить. Когда закончится этот озноб? Поспешу успокоить: не исключено, что уже скоро. Аналитики, делая прогнозы на ближайшее будущее, склоняются к мысли, что нынешний год для нас будет самый сложный, а после начнется улучшение макроэкономической ситуации.


Фото profi-forex.org

Стоит признать, из 25 государств Центральной и Восточной Европы отрицательную динамику ВВП в первом квартале 2016-го показали 5 стран СНГ, среди которых и Беларусь. В долларах США ВВП за год упал повсеместно, но больше других — в государствах ЕАЭС.

Совсем недавно со своими оценками выступили специалисты Евразийского банка реконструкции и развития (ЕАБР), которые заметили, что, несмотря на сохраняющиеся риски, связанные с динамикой сырьевых цен и состоянием глобальной экономики, итоги развития стран ЕАЭС в первом полугодии 2016 года все же дают возможность говорить о постепенной адаптации к шокам. Негативные тенденции ослабли, а экономики стран региона демонстрируют некоторое улучшение макроэкономических показателей. Оно особенно заметно в росте основных макроэкономических индикаторов, а также в укреплении валютных курсов, снижении инфляционных ожиданий, стабилизации финансовых рынков. В среднесрочной перспективе ЕАБР прогнозирует восстановление ВВП государств — участников банка с минус 3,1% в 2015-м до минус 0,9% в 2016 году и положительный рост на уровне 0,8% в 2017-м.

У аналитиков Сбербанка России схожее видение ситуации. Несколько дней назад они опубликовали свой макроэкономический обзор, в котором также констатировали, что падение ВВП Беларуси во втором квартале 2016-го замедлилось. Во многом это случилось благодаря восстановлению промышленного производства, говорят они. Эксперты при этом, правда, допускают, что выход в зону «анемичного роста» для нашей страны возможен не ранее 2017 года. Ситуация с промышленным производством заметно улучшилась: в январе—июне промышленность показала снижение производства на 1,6%, хотя по итогам января—марта цифры были куда пессимистичнее – минус 4,3%. Однако химическое производство, которое в первом полугодии сократилось больше остальных отраслей — на 11,2%, не позволяет быстро вернуться к росту показателя. «Вполне логичный результат, учитывая падение спроса на мировом рынке калийных удобрений и, как следствие, снижение цен на удобрения», — пришли к выводу в Сбербанке.

Кстати, параллельно аналитики сделали любопытное наблюдение: в долгосрочной перспективе белорусский экономический рост останется зависимым от экономического роста России. Расчеты показывают, что ускорение роста в соседней стране на 1 процентный пункт добавляет 0,7% в рост ВВП Беларуси. То есть если Россия покажет в 2018—2020 годах обещанный рост в 1,5%, потенциальный рост нашей страны составит 2—3% в год.

Если посмотреть на прогнозы западных аналитиков, то они гораздо пессимистичнее. Правда, стоит признать, что у многих из них работа такая – строить прогнозы в тонах чуть мрачнее, зато при этом говорить о необходимости проведения ряда экономических реформ, которые в данном случае будут выступать в роли лекарственной панацеи. «Воздействие внешних факторов на экономику продолжается, вследствие чего прогнозируется снижение реального ВВП на 3 процента в 2016 году и на 1 процент  — в 2017-м», — предупреждали нас во Всемирном банке весной нынешнего года.

А вот в глазах других западных экспертов мы выглядим несколько предпочтительнее. Международный валютный фонд (МВФ), например, недавно улучшил прогноз экономического роста в странах СНГ на 2016-й и 2017 годы — до -0,6 и 1,5 процента соответственно. Весной МВФ ожидал сокращения ВВП стран СНГ в среднем на 1,1 процента в этом году и роста на 1,3 процента в 2017 году.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter