Полезный труд плохому не научит

В этом сельскохозяйственном сезоне благодаря многим факторам в Беларуси созрел небывалый урожай. Львиная его часть уже пожаловала в закрома, но и в полях работы еще с лихвой. Потерять выращенное недопустимо, даже преступно. Особенно если учесть нынешнюю продовольственную ситуацию в мире. К тому же излишки можно выгодно продать — сложились очень благоприятные условия для экспорта. Поэтому главное сейчас — оперативно и по-хозяйски все убрать.

Достойное завершение

О том, что нужно достойно, качественно и в срок завершить сельскохозяйственный год, Александр Лукашенко заявил, принимая в начале этой недели кадровые решения о назначении руководителей райисполкомов. Для сельского хозяйства, предприятий открылся необъятный рынок. Мы все можем продать в России, Китае. Более того, эти страны готовы купить и вдвое больше белорусской продукции, причем по хорошим ценам, — такие прогнозы Главе государства давал вице-премьер Леонид Заяц, курирующий АПК.

«То есть открылся рынок и цены приличные. Поэтому по сельскому хозяйству у нас вообще не должно быть никаких проблем, — потребовал Александр Лукашенко. — Мобилизуйте всех». Он подчеркнул, что это касается не только работников агропромышленных предприятий. При необходимости можно и нужно привлекать к уборке урожая учащихся. А то, как докладывают Президенту, в некоторых учреждениях образования запрещено привлекать школьников к подобным видам работ: «Большей дикости я представить не могу!» Мы как-то пытаемся воспитать наших школьников, детей, привить им уважение к физическому труду. На чем воспитывать? Не на одних же разговорах.

По словам Главы государства, опыт прежних лет, когда подростки и молодежь помогали сельхозпредприятиям убирать урожай, был положительным, это способствовало сплочению коллектива, приучало к труду.

Более того, есть предприниматели, которые готовы платить приличные деньги за помощь в уборке урожая, обратил внимание Александр Лукашенко: «Если человек пойдет 5—6 часов поработает — и родителям в радость, и ребенку хорошая физическая подготовка. Мы все, и вы (я — точно) работали. Не работали, а вкалывали, и дай бог как. Поэтому мобилизовывайте студентов, рабочих, государственных служащих, прочих людей для того, чтобы помочь нам убрать это все. Потому что деньги приличные можем заработать. Не сейчас, так по весне».

Любовь-морковь

В советские времена был накоплен богатый опыт по привлечению к сельхозработам школьников, студентов, сотрудников разных предприятий, учреждений и организаций, даже ученых. И как не раз подтверждалось, не стоит выбрасывать на свалку истории все без разбору. Несмотря на то что современные психологи-маркетологи советуют безжалостно избавляться даже от вполне пригодных вещей, если вы ими не пользовались последние полгода, умудренные жизнью люди, особенно представители старшего поколения, не спешат ничего выбрасывать.

Я тоже родом из СССР, поэтому, наверное, и у меня на генетическом уровне завелась «дурная привычка» хранить на антресолях всякую всячину. Производя при смене сезонов «рокировку» обуви, нет-нет да и оставлю про запас какие-нибудь видавшие виды туфли — может, пригодятся для «грязных» сельхозработ, похода в лес?.. Друзья смеются: «Какие сельхозработы?! Когда ты последний раз в земле ковырялся? У тебя и дачи-то нет…» Упреки отчасти справедливые и аргументированные, но все же…

К слову, раньше такой «секонд-хенд» в чулане не залеживался. Думаю, «земное притяжение» знакомо подавляющему большинству белорусов не только по причине гравитации. Все мы в том или ином колене родом «з вёскі». Моя мама, осиротевшая во время войны, увы, из «огненной» — ее деревню, затесавшуюся среди лесов Витебщины, сожгли фашисты. Остались только могилы. Тетя Зина, тоже чудом уцелевшая от пуль стрелявшего в упор фашиста, уже во взрослой жизни где только могла «отвоевывала» у города клочок земли, умудряясь выращивать на крохотном пятачке лук, чеснок, хрен, фасоль. Все, что могло там поместиться. Тем самым внося посильный вклад в продовольственную безопасность своей семьи. Времена-то были не сытные…

Но и меня, родившегося в Минске и «выросшего на асфальте», сельская жизнь периодически цепляла. Почти каждое лето месяц-другой я проводил в деревне у другой тети — Маруси, по отцовской линии. Тоже на Витебщине. Сбегать на речку, конечно, удавалось, однако бить баклуши на законных школьных каникулах получалось редко: приходилось и коров пасти, и с сеном возиться, и какие-то веники на корм скоту заготавливать, и на ферме двоюродной сестре помогать, и свеклу на колхозном поле прореживать — а оно уходило аж за горизонт — было видно, что Земля действительно круглая.

Осенью, когда в школе начинались занятия, сельская жизнь иногда неожиданно возвращалась — нас целыми классами вывозили на уборку свеклы и моркови. Позже, в студенческие годы, была классика жанра — «картошка». Доводилось и на уборке льна поработать. И ничего — не жужжали, а сколько ярких впечатлений получали! Не все ж на переменке дергать девчонок за косы, можно и морковку подергать в поле. Причем на свежем воздухе. И любимой девочке помочь полное ведро донести до машины. Так что нос морковкой, ребята, и вперед! Если вам еще повезет попасть на поле. 
Тему более активного вовлечения школьников в аграрные дела Александр Лукашенко затрагивал и на проходившем в августе в Гродненском районе совещании по вопросам закладки садов и обеспечения внутреннего рынка плодоовощной продукцией. Президент напомнил о своем поручении закреплять сады за учебными заведениями. Так называемые подшефные сады — практика не новая и когда-то хорошо себя зарекомендовала. Сейчас эту традицию стали возрождать. «Это не значит, что пришкольные участки должны заменить сады интенсивного возделывания. Это не вместо. Это просто чтобы наших детей хоть как-то к земле приучать, чтобы они понимали, что это яблоко стоит денег, что оно не в интернете выращено», — пояснил Александр Лукашенко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter