Часто ли за оскорбления наказывают судом?

Полезли за слово в карман

У меня зазвонил телефон. Абонент потребовал призвать к ответственности брата, который его якобы повсеместно обижает, оскорбляет и вообще угрожает. Причина спора — квартира матери, которую братья никак поделить не могут. Углубиться в суть проблемы, признаюсь, не смогла: излишняя эмоциональность, окрашенная в нецензурные тона, этому как-то не способствовала. А уж когда собеседник перешел на цитаты, пересказывая содержание их диалогов с родственником, и вовсе пришлось поставить в разговоре точку. Пояснила напоследок, что при любом общении нужно подбирать слова. Ну а если человек считает, что его честь и достоинство были задеты, лучше обращаться в суд. 

В принципе, подобная ситуация не уникальна. Далеко не все задумываются, как «слово отзовется», а то и специально стараются зацепить оппонента посильнее — в конфликте, дескать, все изреченья хороши. Во времена Пушкина и Лермонтова в таких случаях поступали просто: за честь свою или любимой дамы дрались на дуэли. Сегодня подобным способом, конечно, отношения выяснять не будешь. Правда, особо вспыльчивые вступают в драку, переводя словесные споры в иную, далеко не правовую, плоскость. Хотя, признаться, острое словцо иногда оставляет в душе не меньшую рану, чем кулаки на теле. Психологи утверждают: затянувшиеся обиды от высказываний недруга могут вылиться в невроз, депрессию, а то и другие болезни. И что в такой ситуации делать?

Во многих странах подобные конфликты решают вполне цивилизованно. Моя двоюродная сестра из Эстонии призналась, что не раз проходила свидетелем по такого рода делам. В последние годы эта форма выяснения отношений набирает обороты: был случай, истица даже «тяжелый взгляд» соседа хотела растолковать как угрозу, правда, это ей не удалось. Однако в других случаях люди выигрывали — штраф взыскивали, в том числе за слово «дура». Наши граждане тоже начинают защищать свою честь и достоинство в суде, отметила помощник прокурора города Могилева Вероника Ивашкевич. Правда, иски люди подают в большинстве своем только в самых крайних случаях, когда дальше уже терпеть не могут. Или боятся. Как, например, молодая могилевчанка, которую соседка по общежитию попросту затретировала. «Приглашала гостей, весело с ними проводила время. А на мои протесты, что из-за шума, которому тонкая стена совсем не помеха, даже уснуть невозможно, отвечала далеко не литературными фразами», — пожаловалась девушка. И призналась, что от накалившихся страстей у нее голова реально стала болеть. Разбирались в проблеме сначала милиция, потом суд. В итоге с обидчицы в пользу пострадавшей взыскали 600 тысяч рублей. Плюс 540 тысяч рублей госпошлины. Еще ответчице предстоит заплатить штраф в размере 3 базовых величин. Хочется верить, что дама сделает для себя определенные выводы... 

Признаюсь, неплохо бы защититься от крепких выражений и тогда, когда они не адресованы тебе лично. К сожалению, пока это из области фантазий: на улицах, в магазинах и в присутственных местах все еще попадаются граждане, не выбирающие выражений. Помню, как-то в автобусе молодой человек вдруг начал придираться к пенсионерке. Поток брани попытался остановить один из пассажиров, после чего фигурант переключился на него. Слово за слово — уже и кулаки начали сжимать. К счастью, нашлись заступники среди других пассажиров. До крайностей дело не дошло, но настроение было испорчено всем. 

Конечно, расставить точки над «i» можно лишь тогда, когда факт оскорбления подтвердится. «Схимичить» не получится, хотя люди иногда не гнушаются и этим. Подобную попытку предприняла жительница Могилева Н., задолжавшая своей подруге кругленькую сумму. Мало того что деньги отдавать не спешила, так еще и заявление в милицию написала — дескать, «кредиторша» требует с нее возврата долга в грубой форме. Однако доказать это не смогла. Бывшие подруги уже и разговаривать перестали. Хотя, может, оно и к лучшему? От ненужных слов уж точно будут застрахованы.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter