Полеты наяву

Итак, сезон открывается.
Итак, сезон открывается. Три, два, один... поехали! Разгон, угловое ускорение, заход в "мертвую петлю", вращение в нескольких плоскостях... Кабинки с сумасшедшей скоростью несутся по "американским горкам", народ визжит. Визжите громче, господа-товарищи! Вы почти играете в... "русскую рулетку". "Более 80 процентов аттракционов в Беларуси давно исчерпали свой ресурс и вполне могут оказаться опасными для жизни, - говорит главный инженер УП "Городские парки Минскзеленстроя" Виктор Жигленков. - Скажем, колесо обозрения 1978 года выпуска в минском парке им. Челюскинцев должны были списать еще лет 10 назад..."

В прошлом году трагедия произошла в Бресте. На 4-метровой горке "Бобровая дорога", напомним, разбилась 21-летняя девушка. У вагончика, в котором она ехала, сорвалось крепление, и его бросило на железный рельс. В 2002-м в минском парке им. Горького погиб 41-летний мужчина, в 2001-м - в Калинковичах в передвижном луна-парке разбился 45-летний мужчина и две женщины получили серьезные травмы.

Ни один год не обходится без несчастного случая на аттракционах в белорусских парках отдыха. Большого резонанса это не вызывает. Происшествие быстро забывается. Даже статистика травм, полученных посетителями на аттракционах, не ведется. К бытовым или производственным они не относятся, а на отдельную графу не тянут по причине малочисленности.

Покупая в кассе билет, любитель острых ощущений как бы получает "гарантию безопасности" и уверенность, что все будет понарошку. И лишь технические работники парка открывают каждый сезон, скрестив пальцы. На удачу. Практически все аттракционы (а их в стране более 300) старше 15 лет. "Супер-8" работает в парке им. Челюскинцев 30 лет, при том, что купили его уже б/у. А срок службы аттракционов, выпускаемых в советские времена, между прочим, ограничивался 10 годами. Конечно, ежегодно все качели-карусели проходят испытания. Проводят их специалисты, которые до того проверяли лишь прочность металлоконструкций в промышленных цехах, но никогда не имели дело с аттракционами. К тому же на каждую "горку" или "чертово колесо" нет подробной конструкторской документации. Несчастье же может случиться из-за одной ржавой гаечки. Чтобы быть абсолютно уверенным в безопасности аттракциона, нужно его разобрать до основания, тщательно обследовать каждый узел, каждую деталь, а затем заново собрать. Однако не хватает не только специалистов, знающих толк в прочности "лодочек" да "паратруперов". Нет даже общих стандартов их надежности. Последние правила эксплуатации аттракционов разработаны в 1991 году. Их соблюдение контролировала специальная инспекция. Теперь и правила устарели, и контролеров нет, а безопасность развлечений - забота исключительно их владельцев и администрации парков, на которых лежит ответственность за жизнь и здоровье посетителей. "Любой директор парка был бы рад заменить рухлядь, к примеру, на "Вальс" (это любимые многими "ракушки"), который производит белорусское предприятие "Центр-8", - говорит Виктор Жигленков. - За 32 тысячи долларов его продают в Россию, Украину. И директора российских парков утверждают, что окупается этот аттракцион за 2 месяца. Но наши парки (особенно районные, областные) настолько обветшали, что даже если взять кредит в банке - заложить нечего. А на слово никто не верит". Вот и раскручивают старые аттракционы - надо же как-то деньги зарабатывать. Под вывеской любого крупного парка трудятся сторонние фирмы, разбавляя традиционный ассортимент развлечений своими изобретениями, нередко сомнительного производства. К примеру, "Тарзанка" официально нигде не выпускается, а в некоторых странах этот аттракцион и вовсе запрещен, т.к. опасен сам по себе способ создания развлекательного эффекта. В московском парке им. Горького такой аттракцион закрыли после того, как на нем насмерть разбился 21-летний белорус. По всей видимости, не выдержал один из карабинов, закрепляющих резиновый трос. Даже летчик в реактивном самолете находится в большей безопасности, нежели прыгун с "Тарзанки"...

В Беларуси, как, впрочем, и в большинстве стран СНГ, на аттракционы сертификат не требуется. И если раньше их изготовлением занимались в основном крупные заводы, документацию разрабатывали солидные институты, то сейчас множество мелких фирм копируют изделия известных производителей аттракционной техники и колесят с ними по всему белу свету. Убедительный пример - чешский луна-парк "Прага" в Бресте, на котором и произошло ЧП в минувшем году. Такие передвижные аттракционы должны проходить проверку при каждой новой установке. А на деле получается, что этот луна-парк один раз в Чехии испытали, и он каждые две недели свободно переезжает с места на место.

Быть может, проблема и в том, что одна часть парков находится в ведомстве Министерства культуры, другая - жилищно-коммунального хозяйства, которое заботится о благоустройстве парка - о дорожках, урнах, лавках, деревьях, но уж никак не о безопасности аттракционов. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. В России владельцы парков, попав в аналогичную ситуацию, объединились в ассоциацию и теперь общими усилиями создают "фабрику хорошего настроения": технические регламенты по безопасности аттракционов, специализированные лаборатории и методы испытаний каруселей, готовят специалистов для индустрии развлечений. У нас же все карусельщики действуют по отдельности: сами о себе заботятся, сами же себя и проверяют. "Итог нулевой, - считает Виктор Жигленков. - Было бы крупное объединение парков, к нам бы и инвестор поехал, с одним же парком сотрудничать никто не будет. Даже на международной выставке индустрии развлечений, которая ежегодно проходит в Минске, в прошлом году были лишь производители аттракционов из Санкт-Петербурга (с надувными аттракционами) и Винницы".

Между тем белорусской публике все чаще предлагают экстремальные развлечения: катапульту, 54-метровое "Колесо обозрения", "Дикий поезд", "Интерпрайз", "Камикадзе". Не удивлюсь, если вскоре, покупая в кассе билетик, посетители начнут требовать еще и страховой полис...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter