Полеты наяву и во сне

Продается аэровокзал. Недорого
Продается аэровокзал. Недорого

В чистом поле, в 13 километрах от Гродно, монументально возвышается, словно подняв огромные крылья, девятиэтажное здание без окон и дверей. Так сиротливо сегодня выглядит один из старейших на Гродненщине долгостроев — аэровокзал. Рядом взлетают и садятся самолеты, а на этом объекте вот уже почти два десятка лет полное затишье. Несколько раз недостроенную махину пытались продать, да тщетно. Теперь комплекс хотят пустить с молотка на аукционе. Но подо что приспособит его будущий хозяин, если такой вообще найдется, большой вопрос...

Исполин в поле

В начале 80–х, когда полеты на самолетах стали доступными и популярными, в крупных городах резво взялись за обновление авиахозяйства. До распада Советского Союза в основном везде успели построить здания, взлетно–посадочные полосы, аэровокзалы. Лишь в Гродно новоселье откладывалось, хотя уже в июле 1984 года состоялся первый рейс Гродно — Москва — Гродно. Однако пассажиры не могли ощутить комфорта: вместо просторных помещений вокзала они вынуждены были ютиться в приспособленных комнатах технического центра. И это затянулось надолго.

Когда пассажиропоток составлял около ста тысяч человек в год, отсутствие современного аэровокзала было большой проблемой. С постепенной отменой рейсов в 90–е годы на вокзал махнули рукой. Кому, мол, он нужен, если желающих летать на самолетах почти не осталось? Госкомавиации тоже не рассчитывал на исполина в поле и с легкой душой передал его в 1998 году на баланс Гродненского горисполкома. Город принял незавершенку, хотя и без нее хватало долгостроев. Время шло, а ясности вокруг здания не было.

— Периодически мы поднимали этот вопрос, но заинтересованности ни у кого не находили, — говорит начальник отдела коммунального имущества и приватизации горисполкома Святослав Карпинский. — Обратились с письмом в департамент по авиации и получили ответ: делайте со зданием что хотите. Тогда решили, что будем выставлять его на аукцион.

Как удалось выяснить из различных источников, существуют как минимум три варианта того, как поступить со зданием. Самый радикальный способ — разобрать по кирпичам и сровнять с землей. В противоположность ему — предложение достроить комплекс для пассажиров. Есть идея приспособить помещения под перевалочную базу с мотелем. Близость границ можно использовать для того, чтобы грузы из транспортных самолетов развозить дальше на фурах. Возможно, найдутся и другие идеи. По словам Святослава Карпинского, никаких дополнительных условий на аукционе не будет. Главное — продать здание. Если покупатель будет в этом заинтересован, город готов снизить остаточную стоимость долгостроя, которая составляет более трех миллиардов рублей.

Если торги все–таки состоятся, авиапассажирам ждать от них подарка, скорее всего, не придется. А если мода на самолеты вернется и, как в былые годы, можно будет за сорок минут долететь до Минска, за два часа — до Москвы, если возобновятся рейсы в курортные города... Что тогда?

Посадка на янтарном берегу

Каждую пятницу, в полдень, в Гродненском аэропорту оживление: здесь ждут прибытия единственного пассажирского самолета, следующего по маршруту Гомель — Минск — Калининград — Гродно. Трудяга воздушных дорог Ан–24 почти всегда улетает к Балтийскому морю без свободных мест в салоне. Желающих постоянно прибавляется, поэтому с 30 апреля, по понедельникам, добавляется еще один рейс. Специалисты прогнозируют, что пассажиров станет еще больше. И привлекает людей не только янтарный край. Многие с удовольствием отправились бы в Москву, например. По этому поводу генеральный директор РУП «Белаэронавигация» Леонид Чуро сказал мне, что такие предложения сейчас рассматриваются, а восточное направление будет приоритетным.

Гродненский аэропорт оказался последним в Беларуси, который предприятие «Белаэронавигация» взяло под свое крыло с 1 января 2003 года. Ситуация до этого была плачевная: численный состав сотрудников аэропорта уменьшился в три раза, средств на ремонт помещений не хватало. Теперь сдвиги в лучшую сторону очевидны. И не только в техническом оснащении, но и в создании нормальных условий для пассажиров, среди которых немало иностранцев.

...С начальником Гродненского филиала РУП «Белаэронавигация» Анатолием Купрашевичем мы спускаемся на первый этаж технического комплекса, где расположен зал ожидания. Первое впечатление, будто бы вернулся на 20 лет назад, когда летал отсюда в Минск: жесткие стулья, бетонный пол, стены с выцветшей масляной краской... Но, пройдя дальше, вижу совсем другую картину: просторные комнаты, добротный ремонт, который еще продолжается.

— Начинали с того, что привели в порядок туалеты, теперь туда не стыдно зайти, — говорит Анатолий Купрашевич. — Теперь расширяем пассажирскую зону, делаем дополнительный выход. Это будет удобно при прохождении пограничного и таможенного досмотра. Кстати, мы уже приобрели необходимое оборудование, позволяющее вести контроль за пассажирами и их вещами. Поэтому если в ближайшее время рейсов, в том числе международных, прибавится, будем к этому готовы. Рассчитываем и на чартерные полеты. Иногда они бывают неожиданны. Так, 2 января у нас сделал посадку Як–42. Он с туристами летел из Екатеринбурга на отдых в Испанию. На обратном пути тоже их приняли. Удобное географическое расположение Гродно, уверен, и дальше будет привлекать иностранные авиакомпании.

«Боинги» в Обухово

Если пассажирские самолеты в Гродненском аэропорту, расположенном вблизи деревни Обухово, пока довольно редкие гости, то грузовые делают остановку намного чаще. В прошлом году здесь отметилось около двух десятков авиакомпаний. Маршруты их следования самые разнообразные: Германия, Дания, Франция, Италия, Голландия, Россия, Египет, Ирак, Афганистан... Здесь приземляются и взлетают суда практически всех типов, даже «Боинги». В тот день, когда я был в аэропорту, из Каунаса прилетел Ил–76, принадлежащий казахстанской авиакомпании. После двух суток отстоя и дозаправки он собирался взять курс на Западную Европу. Аэродром имеет допуск на обслуживание международных полетов. Жесточайшие требования со стороны контролирующих организаций гродненские навигаторы успешно выполняют. А каждый прилет иностранного самолета, отметил Анатолий Купрашевич, сулит немалые дивиденды. Это деньги за отстой, охрану, обслуживание, топливо и т.д. Ил–76, к слову, дозаправил 65 тонн авиационного керосина.

Учитывая, что над территорией Гродненщины проходят 11 международных авиатрасс, есть заманчивая перспектива развивать авиабизнес. Сегодня это грузовой, он держит на плаву пассажирский. Динамика полетов привлекательная: если в 2005 году аэропорт принял 186 рейсов, то в 2006–м — 344. Нынче ожидается еще больше, в том числе за счет расширения пассажирских маршрутов в восточном направлении. И тем актуальнее становится вопрос по поводу здания аэровокзала: или его приспособить под нужды аэропорта, или снести. Памятник бесхозяйственности прошлого века не может так долго мозолить глаза и отпугивать гостей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter