Полеты наяву

Чтобы взлететь в небо, военно-транспортной авиации нужно решить проблемы на земле.
Чтобы взлететь в небо, военно-транспортной авиации нужно решить проблемы на земле.

"Если дело не сдвинется, через три-пять лет останемся без военно-транспортной авиации. Мы-то еще полетаем, а вот молодежь..."

Слова, которые в переполненном вагоне метро произнес майор-летчик, больно задели за живое. Неужели на самом деле все так плохо? Конечно, транспортная авиация - это не истребители.

Не так эффектна, не так часто на виду, но для армии она является не менее важным звеном, чем грозные МиГи или Су.

Чтобы выяснить, как же на самом деле обстоят дела у главных военныхавиаперевозчиков, я отправился на 50-ю ордена Красной Звезды смешанную авиационную базу, расположившуюся недалеко от Минска, на аэродроме Мачулищи.

Часть эта непростая. С марта 1980 года по февраль 1989-го ее летчики находились в Афганистане и выполняли боевые задачи в составе 40-й общевойсковой армии. За эти годы ими было совершено 120.944 боевых вылета, уничтожено 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, перевезено почти 700 тысяч человек и 90 тысяч тонн грузов. Шестеро пилотов стали Героями Советского Союза, 119 получили орден Красной Звезды и почти 500 человек награждены медалями "За отвагу".

Однако решать сегодняшние проблемы былая слава помогает мало. С топливом - проблемы, потому сегодня здесь летают мало. По словам заместителя командира 2-й вертолетной эскадрильи подполковника Александра Шиткина, средний налет в прошлом году составил около 20 часов на одного человека. Если вспомнить, что в СССР минимум для пилота первого класса составлял 70 часов, а летали обычно от 150 и выше, становится понятно, что ситуация далека от идеальной.

Основное вооружение авиабазы - небольшие двухмоторные самолеты Ан-26, военно-транспортные Ил-76МД и вертолеты Ми-8. В технике - главные проблемы. Как говорит командир части полковник Вадим Кирилюк, больше половины всех Илов и Анов нуждаются в замене. Вся техника досталась части со времен Советского Союза, с 1991 года военно-транспортная авиация страны не получила ни одного нового вертолета! Сейчас рассматривается предложение продлить машинам ресурс заменой деталей, которые подвергаются наиболее сильным нагрузкам.

Однако только капитальный ремонт одного двигателя для Ил-76 будет стоить не меньше 200 тысяч долларов, а новый "движок" - в несколько раз больше. Где взять такие деньги?

- Необходимо развязать авиаторам руки, чтобы мы могли сами зарабатывать необходимые средства, - считает Вадим Кирилюк. - Сегодня, с одной стороны, нужны самолеты и двигатели, с другой - пилотам необходимо поддерживать квалификацию. Всего этого можно достичь, если дать военным транспортникам возможность выполнять коммерческие рейсы. И государству будет выгода, и мы внакладе не останемся.

Действительно, транспорт есть транспорт: здоровенной махине Ил-76 все равно, что перевозить, - танки или сахар. Кроме того, такие рейсы были бы отличной школой для молодого пополнения. Ведь один 15-минутный учебный полет Ила сжигает три тонны недешевого авиационного топлива, на котором небольшой колхоз вполне может провести посевную. В коммерческих же рейсах за топливо платит заказчик. А значит, для государства обучение летного состава будет проходить бесплатно. Кстати, в активе летчиков авиабазы есть сложнейшие полеты по международным воздушным линиям с посадкой на других континентах - это бесценный опыт.

Гораздо лучше обстоят дела в социальной сфере авиабазы. Отсюда давно перестали увольняться люди, а за счет сокращений, проводимых в других частях, есть даже приток личного состава. Для решения традиционно острого в армии квартирного вопроса бывшими офицерами при авиабазе создан ЖСК, который так и назвали: "Офицеры". Стараниями руководителей кооператива Олега Главатских и Михаила Янковского один 80-квартирный дом уже построен, другой, на 172 квартиры, сдадут в этом году. Вообще, как признают летчики, за последние два года многое изменилось к лучшему. Аэродром ожил, личный состав базы начал заниматься своими прямыми обязанностями.

- Пока в строю опытные пилоты - авиация летать будет, - говорит полковник Кирилюк. - Теперь у нас появилась уверенность, мы востребованы. Я думаю, сыграло свою роль общее настроение в обществе, авторитет армии возрастает. У нас есть будущее, мы нужны. И это ощутимо. Приходит молодое пополнение, обучением которого занимаются прошедшие Афганистан боевые летчики. Если так пойдет дальше, личный состав авиации нашей страны, как и в былые годы, будет чувствовать себя на высоте.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter