Сергей Журавель, Олег Табаков, Николай Губенко. Имена ушедших любимых актеров до сих пор греют душу

Полета вольное упорство

«Прощай, размах крыла расправленный, полета вольное упорство, и образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство», — так закончил Борис Пастернак свое знаменитое стихотворение «Август». В нынешнем августе сразу несколько памятных дат, касающихся известных деятелей культуры, театра и кино. Тех, кто положил свою жизнь на алтарь искусства и проложил свой путь в бессмертие. Величин оригинальных, заметных, любимых.

Журавель в небе

sb.by
14 августа исполнилось уже пять лет с тех пор, как ушел из жизни народный артист Беларуси Сергей Журавель. Для многих его скоропостижная смерть оказалась большим ударом. До последнего момента Сергей Борисович много работал и радовал нас на сцене. Его дебютная роль Сергея Тюленина состоялась в минском ТЮЗе в спектакле Павла Хомского «Молодая гвардия». Постановка «Бемби» с его участием тоже стала легендой. После он много лет работал на сцене Белорусского государственного молодежного театра. Пережил с ним разные периоды взлетов и падений. Снимался в кино, много лет занимался озвучиванием рекламных роликов на «Альфа Радио», участвовал в телепроектах, играл в ярких антрепризных постановках. Перешел работать в труппу Национального академического театра имени Я. Купалы.

— Мы не только вместе работали, мы были друзьями, — вспоминает режиссер Яков Натапов. — Редко о ком могу так сказать: он мой друг. Сергей был занят в моей самой первой работе — дипломном спектакле «Дуэль» в ТЮЗе по «Герою нашего времени» Лермонтова в 1984 году. Играл Грушницкого, тогда же мы подружились. Потом играл в моем спектакле «Тойбеле и ее демон» в 1998-м уже в Молодежном театре. Сергей был очень талантливым человеком, мыслящим, быстро все схватывающим, очень темпераментным и взрывным. Личность с очень точной жизненной позицией, очень порядочный человек. Это не так часто встречается, не хочу никого обижать. Он никогда не изворачивался, всегда говорил прямо. Знаете, есть люди в нашем театральном деле, и довольно хорошие артисты, которые говорят, что «надо быть пластичными», так вот он никогда не был «пластичным» в этом смысле. Для меня его такая ранняя смерть, в 61 год, стала большим ударом…

Сергей, наверное, 20 с лишним лет провел на колесах, и когда у него однажды забрали права, это было похоже на то, как у казака забрали лошадь…

Конечно, теперь все, что ни скажешь о нем, он не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть. Но мне казалось, что в последние годы Журавель испытывал разочарование в профессии.

— Какие-то совместные планы остались нереализованными?

— Мне хотелось поставить с ним «Короля Лира», и мы даже обсуждали это. Он был хорошим другом, в любой момент мог броситься на выручку, хотя у него всегда и своих дел было по горло. На мой взгляд, его самая лучшая театральная работа — в нашем совместном спектакле «Тойбеле и ее демон». Безусловно, я видел и другие его работы. Сергей Журавель всегда работал хорошо и честно. Не важно, какой по счету это был спектакль — десятый, двадцатый или пятидесятый, он никогда не халтурил, всегда играл с полной отдачей. Актеры знали, если Журавель стоит во главе спектакля, значит, все будет в порядке…

После того как Сергей Журавель влился в труппу Купаловского театра, практически ни один спектакль, ставившийся там, не обходился без него: «Вячэра з прыдуркам», «Выкраданне Еўропы», «Ноч на Каляды», «Местачковае кабарэ», «Пан Тадэвуш»… Спектакль «Вячэра з прыдуркам», в котором Журавель играл одну из главных ролей в паре с многолетним партнером по сцене Виктором Манаевым, после ухода Сергея был снят с репертуара — замену ему искать не стали.

Театр — веселенькое занятие

Всю неделю телеканал «Культура» отмечает круглую дату со дня рождения народного артиста СССР Олега Павловича Табакова. Показывает беседы с ним, спектакли с его участием. 17 августа ему могло бы исполниться 85 лет.

Фото БЕЛТА
Что ни напиши о Табакове — любых формулировок мало. Блистательный артист, педагог, реформатор, менеджер. Многие критики замечают, что о нем невозможно писать в прошедшем времени, потому что хвост этой кометы все еще светит нам. Его дело продолжает жить в учениках, хотя сам МХТ и пережил уже некоторые изменения. Но в авангарде театрального дела — Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Безруков. Нынешние руководители больших театральных коллективов, продолжающие претворять в жизнь принципы своего учителя, главный из которых «Театр — веселенькое занятие». Остаются его герои, сыгранные в кино. Его голос и неповторимые интонации.

Табаков несколько раз бывал в Минске. Привозил легкомысленную комедию «Сублимация любви» и классическую «Последнюю жертву» по Островскому, в обоих спектаклях играл вместе с супругой Мариной Зудиной. Общался со студентами Белорусской государственной академии искусств и белорусскими коллегами. МХТ Табакова приезжал на гастроли в Беларусь с ним и без него. И всегда с успехом, в атмосфере успеха. Уже после его ухода Московский художественный театр побывал в Минске со спектаклем «Пролетный гусь» по Виктору Астафьеву.

В одном из интервью артист и декан театрального факультета академии искусств Владимир Мищанчук вспоминал: «Мы познакомились еще в 1980-х, когда в Гродно я стал самым молодым в Советском Союзе директором театра, а Олег Павлович создал свою «Табакерку». Тогда же и подружились. Хотя рядом с ним любой с первых же минут ощущал себя, будто давний знакомый — ко всем людям Табаков относился с удивительным доверием».
«Я будто заново учусь ходить, — сказала вдова Табакова Марина Зудина в одном из недавних интервью. — И я горда тем, что мы смогли пройти этот тяжелый период с высоко поднятой головой, без помощи алкоголя и антидепрессантов. Не унижаясь и не торгуя ничем...»
Человек невероятной душевной щедрости, мощнейшей энергии, строитель и собиратель театра. Он всегда созидал, всегда был нацелен только вперед. «Современник», «Табакерка», МХТ… И каким-то странным образом его хватало на все. И во всех своих ипостасях — актера, режиссера, педагога, художественного руководителя, директора — он был убедителен и неподражаем. И нельзя не заметить, какими новыми гранями, новыми интонациями заблистал талант Табакова в его последних спектаклях «Юбилей ювелира» и «Дракон», поставленных Константином Богомоловым. Именно ему Табаков доверил поставить оригинальные и новаторские спектакли на старейшей театральной сцене России.

Хулиган с Таганки

Наверное, нельзя будет не вспомнить в этом ряду добрым словом и недавно ушедшего выдающегося актера, режиссера и общественного деятеля Николая Губенко. Не все критики и его коллеги соглашались с его политическими взглядами, но отдавали должное мощному дарованию, которое он не предал, не разменял до последних своих дней.

Yandex.uz
Коля Губенко вырос в детском доме. После школы работал в одесском Театре юного зрителя официально рабочим сцены, но фактически актером — каждый вечер выходил на сцену. После рванул в Москву. Сначала окончил ВГИК как актер и играл в Театре на Таганке в спектаклях любимого режиссера Юрия Любимова, снимался в кино, дебютировав в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева. После окончил режиссерское отделение ВГИКа и стал снимать ни на что не похожее кино — исповедальное, тонкое, лирическое… В его фильмах снималась супруга актриса Жанна Болотова.

Непродолжительное время Губенко поработал министром культуры СССР и стал последним, кто занимал эту должность, — в 1991-м огромная советская империя распалась. Но в политике Губенко остался потом надолго — был депутатом Госдумы от КПРФ, потом заместителем председателя Мосгордумы. Искренне ратовал за возвращение Юрия Любимова из-за рубежа, однако когда вспыхнул конфликт с учителем и в труппе произошел раскол, возглавил новый театр «Содружество актеров Таганки», куда ушел вместе с единомышленниками, не желавшими работать по рыночным законам. «Содружество…» продолжало свои традиции, но по-настоящему ярких театральных событий здесь случалось немного.

Актерские работы Губенко в фильмах «Дворянское гнездо», «Они сражались за Родину», «Прошу слова» отличались большой убедительностью, живым характером персонажей. А поставленные им фильмы «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь» получили признание не только у советского зрителя, но и на международных кинофестивалях — от Рио-де-Жанейро и Чикаго до Варны и Тегерана.

«Я — не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости», — говорил он о себе. Таким мы и запомнили этого неординарного и талантливого человека.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter