Полет над провинцией

На «Встречах в России» главную награду вручили белорусам

На «Встречах в России» главную и единственную награду впервые вручили театру из Беларуси

В последние годы приезды с гастролями в столицу театров из областей Беларуси стали очень редкими.

Минская публика почти ничего не знает о жизни театров, которые находятся за пределами столицы. Да и специалисты, театральные деятели перестают ориентироваться в белорусском театральном пространстве. Немудрено, что когда речь заходит о наградах и Национальной премии, на первые и единственные места выходят столичные коллективы. Между тем театральные фестивали открывают нам все новые и достаточно неожиданные события. Одним из них давно уже стало почти ежегодное участие Гродненского областного театра во «Встречах в России» в Санкт-Петербурге. В этом году на такой встрече гродненский коллектив получил главную и единственную награду — премию имени народного артиста СССР Кирилла Лаврова. Заметьте, такая награда впервые вручена коллективу из Беларуси. Очевидно, по этой причине стали возможны краткосрочные гастроли гродненцев в Минске.

Постановщик спектакля-победителя «Полет над гнездом кукушки» Геннадий Мушперт проработал в гродненском театре 14 лет и уверенно заявляет, что это один из лучших коллективов страны. Однако сегодня Мушперт в театре не работает. Остались его спектакли, ученики по колледжу искусств, любимые надежные актеры и долгое время неразрешимая ситуация — более 12 лет с перерывами отсутствие главного режиссера. Кандидатуры подбирались кем-то, как-то, да все неудачные. А театр продолжал работать. В Минск он приехал в обновленном руководящем составе: новый директор, новый заместитель, новый главный режиссер. И очень приятно удивил требовательную минскую публику высоким художественным качеством своих работ. Два из трех привезенных спектаклей поставлены Г. Мушпертом: и знаменитая «Комедия» — 17 лет назад, и «Полет над гнездом кукушки» — 2 года назад. Третий спектакль — «№ 13» — сделан актером Сергеем Куриленко в прошлом году.

Длинное первое название «Камедыя пра нешчаслівага селяніна, яго жонку Маланку, жыда Да-віда і Чорта, які страціў сэнс існавання» выделяет эту своеобразную пьесу В. Рудова и А. Андросика из тех «Комедий», что с успехом прошли по всем белорусским сценам. Основанная на старых белорусских водевилях К. Марашевского и Ф. Алехновича, пьеса стала настоящей жемчужиной национальной драматургии. Театр играет на белорусском языке и радует абсолютно оригинальным прочтением материала. Он подымается до высоты истории доктора Фауста, чего не удавалось увидеть ни в каком другом спектакле «Комедия». Подобно средневековому ученому, белорусский селянин закладывает душу Черту и пытается испытать себя. Огромная заслуга исполнителя главной роли актера Александра Луценко состоит в том, что он создает не комедийный, простенький, а трагикомический образ белорусского мужика. Не уступают ему и Сергей Куриленко, Алла Лукьянова, Василий Минич. Оставаясь в рамках наивного народного примитивного стиля, спектакль звучит очень современно, так как, кроме искрометного юмора, заставляет задуматься об истинных человеческих ценностях.

«Полет над гнездом кукушки» — культовое произведение Америки и Европы — широко прогремело в кинематографической версии Милоша Формана и опасно в постановке. Его будут сравнивать с лучшими образцами, и не в пользу периферийного театра. Удивительно, что как на обсуждениях в Санкт-Петербурге, так и в Минске никто ни с чем не сравнивал. Отмечалась глубина цельного по приему, серьезного по высказыванию, завораживающего произведения, где буквально все актеры, за единственным исключением, на высоте поставленных задач. Контексты другой культуры и других традиций не оказывают решающего влияния на восприятие. Размышления о духовной свободе и желании оставаться самим собой вызывают искренний отклик в зрительном зале.

В конкурентную борьбу вступил и спектакль «№ 13» английского драматурга Рэя Куни, который с успехом второе десятилетие существует на сценах мира. У нас этот очень смешной фарс играют беспрерывно во всех городах. Гродненцы тоже порадовали остроумным текстом и актерскими трюками.

Через качественную драматургию, хорошее актерское исполнение, тонкий юмор театр из Гродно подвел нас к заключению, что вдали от Минска провинциальность не прописалась.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter