Полет к фантазии

Факультет журналистики Белгосуниверситета переезжает. Как будут готовить будущих репортеров и колумнистов?
Факультет журналистики Белгосуниверситета переезжает. Как будут готовить будущих репортеров и колумнистов?

Так и подмывало начать по шаблону: вчера в 10.00 в новом корпусе журфака БГУ прозвенел первый звонок. Он пронесся по длинным коридорам, «спустился» по широким лестницам, заглянул в просторный актовый зал. Счастливые студенты ринулись в аудитории... Но банальщины и штампов рядом с обновленным журфаком не должно быть в радиусе километра. Иначе смысла в переезде нет.

Огромное здание по улице Кальварийской формой напоминает бумеранг. Еще несколько лет назад серый долгострой с двадцатилетней историей нагонял тоску. Здесь было тихо, а корпус таращился во все стороны пустыми глазницами окон.

Будущие журналисты на протяжении многих лет ютились в небольшом здании по улице Московской. Маленькие аудитории, кажется, мешали не только нормальной учебе, но и творчеству. Из года в год студентам обещали: вот–вот переедем...

Новый корпус факультет журналистики будет делить вместе с факультетом философии и социальных наук. Вы спросите: почему о переезде журналистов еще до официального открытия нового здания трубят газеты и телеканалы, а философов упоминают постольку–поскольку? Ответ простой: в ближайшее время то, что будет происходить на Кальварийской, 9, отразится и на качестве телевизионной «картинки», и на тиражах наших газет.

...На экскурсию по новому журфаку идем с заместителем декана по воспитательной работе Анной Курейчик. В хитросплетении лестниц и коридоров путается пока и она, что уж говорить о студентах. В первые дни занятия — у третьекурсников и четверокурсников. Остальные курсы переедут в новостройку чуть позже.

Все время сравниваю: как было раньше, а как стало сейчас. Скажем, в старом здании стоял один лифт, да и тот не работал. Студенты шутили: вот, мол, наш главный символ. Теперь в главном холле сразу четыре лифтовые кабины. Полет к фантазии станет проще?

На многих этажах еще наводят марафет. Рабочие вставляют в двери замки, что–то подкрашивают, подбивают. Вовсю идет работа и в учебно–производственном телерадиоцентре БГУ. Пожалуй, это главная изюминка нового корпуса. Шутка ли — закупили современное оборудование, которое обошлось университету почти в 4 миллиона долларов! Говорят, такое же стоит на СТВ. Планируют на базе центра открыть новый государственный образовательный канал. Аудитория? Школьники, абитуриенты, студенты... Первое время канал будет работать по несколько часов в сутки.

Впечатляет и новая библиотека. Площадь всех залов вместе с архивом книг и периодики (там, кстати, хранятся газетные подшивки начиная с 1944 года) — около 1.000 квадратных метров. Те, кто помнит маленькую библиотечную комнатушку в корпусе на Московской, разницу оценят. Теперь здесь объединены фонды двух факультетов и в архиве — около 150.000 книг (в старом журфаке было 13.000). В читальном зале появится медиатека, место, где студенты могут работать со своими ноутбуками, подключаться к Интернету... Будущие репортеры станут более мобильными, научатся ценить каждую минуту, узнают, что такое «дедлайн».

Что еще? Видеозал на 60 мест, система внутренней радиосвязи, по которой можно ретранслировать различные передачи. Здесь же, в корпусе, столовая, несколько спортивных залов. Право, нынешним студентам я завидую!

Хватит на всех и маленьких аудиторий. А вот с большими, «поточными», получилась неувязка.

— Просто 7 лет назад, когда составляли планы и проекты, на журфаке училось не так много студентов, как сейчас, — рассуждает Анна Курейчик. — Поэтому сейчас у нас несколько больших аудиторий на 90 человек. На первом курсе — 240 студентов. Разместить их в одном зале не получится. Придется разделять на потоки.

Конечно, чтобы обжиться в новом здании и привыкнуть, скажем, к неудобным партам, у будущих журналистов уйдет не одна неделя. Но все это, по большому счету, производственные мелочи. Гораздо важнее новому факультету избавиться от «дефектов» мыслительных. Нужно, чтобы изменился журфаковский стиль обучения, на который пеняют во многих редакциях, «бракуя» выпускников из–за отсутствия у них практических навыков, творческого мышления, фантазии.

А еще очень не хочется, чтобы на пути в профессию молодых людей встречал «фильтр» — в виде райисполкома, облисполкома или другой инстанции. Ведь если человек стремится писать и вещать, убивать в нем это желание, по меньшей мере, неразумно.

Компетентно

Сергей Дубовик, декан факультета журналистики Белгосуниверситета:

— Половина наших преподавателей работает в СМИ. Но мы хотим привлечь еще больше профессионалов, которые будут читать студентам мастер–классы. Это гораздо эффективнее, чем, скажем, озвучивать рефераты на семинарских занятиях. Будем готовить не «полуфабрикаты», а настоящих профессионалов, которые уже через месяц–другой станут в газетах и на телеканалах своими. Поэтому, кстати, приветствуем тех студентов, которые уже с третьего курса работают в газетах и на телевидении. В новом корпусе начинается новая жизнь. Абсолютно уверен: такого журфака, как у нас, нет ни в одной из стран СНГ.

Кстати

Уже в сентябре на факультете откроется новая специальность «веб–журналистика». На нее планируют набрать 10 «бюджетников» и примерно столько же «платников».

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter