В Нацхудмузее открылась выставка к 95-летию со дня рождения народного художника Беларуси Гавриила Ващенко

Полесский исполин

Самая ранняя из почти 60 живописных работ, представленных на выставке, относится к 1950-м. Это «Автопортрет» из собрания семьи художника. Бережно хранят они и одну из последних картин мэтра — «Аve айчыны» 2008 года. К слову, она украсила не только выставочный зал НХМ, но и легла в основу рекламного баннера на фасаде музея. 


Обывателю, даже далекому от мира искусства, хорошо знакомы по крайней мере три работы Гавриила Ващенко. Во-первых, большой, монументальный, готовый развернуться во фреску холст «Маё Палессе», поэтизирующий образ любимого и родного художнику края. Во-вторых, похожая на кадр из авторского концептуального фильма картина «Дума пра хлеб». И наконец, третий народный «хит» Ващенко — цветные витражи тогдашнего Дома кино (ныне костел святых Симеона и Елены), известные каждому минчанину и гостю столицы. Первые две работы в эти дни можно увидеть в Национальном художественном музее на масштабной выставке к 95-летию со дня рождения народного художника Беларуси. Другие классические полотна Ващенко, впрочем, представлены там не менее обильно.

Совсем другой масштаб

Нынешний год стал для живописца юбилейным. Так, в январе в минском Дворце искусства (она же Республиканская художественная галерея) открылась выставка с символическим названием «Династия». Помимо произведений выдающегося монументалиста, на ней были представлены работы его близких — сына Константина и внучки Ангелины. Чуть позже, в марте, живописные и графические произведения Гавриила Ващенко из коллекции семьи увидели гости полоцкой художественной галереи. А в день рождения мастера, 20 июня, обширная выставка его творчества открылась в гомельской картинной галерее, носящей сегодня имя художника. Выставочный проект «Полесский исполин» в стенах Национального художественного музея стал завершающим аккордом юбилейного года Ващенко, обращает внимание заведующая отделом белорусского искусства ХХ—ХХI вв. Светлана Кот: 

— Делать ретроспективную выставку кураторам одновременно и просто, и сложно. Всегда есть вероятность однозначности и прямолинейности в прочтении темы… Однако богатство и многогранность творческого наследия Гавриила Харитоновича позволяют избежать таких подводных камней. Ващенко действительно был исполином в изобразительном искусстве. Он мыслил масштабно, жил широко, чувствовал нерв самого бытия… В его произведениях — целая эпоха с поисками ее идеалов и болезненными разочарованиями, сложными общественными изменениями и человеческими трагедиями. 


В ряду своих современников, монументалистов и живописцев Гавриил Ващенко всегда выделялся как первый среди равных. Но отнюдь не потому, что он достаточно успешно продвигался по иерархическим лестницам официальных институтов, занимая важные посты и накапливая регалии. На протяжении почти полувека для художественной общественности каждая выставка художника становилась событием. Мысли, доносимые Гавриилом Харитоновичем до зрителя, и сегодня живут и говорят с нами, уверена первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович:

— Создавая новое произведение, он всегда шел от темы, а не от документальной зарисовки. Говорил, что можно, мол, сколько угодно ходить на пленэры или писать с натуры, но картина в первую очередь рождается от темы, которую ты хочешь раскрыть. И не зря, видимо, Гавриил Харитонович так любил вспоминать формулу академика Павлова, утверждавшего: если в голове есть идея, глаза начинают видеть факты.

«Любимых нет. Есть эмоционально выстраданные»

Самые известные работы Ващенко — оды родному Полесью. Это в том числе знаменитые «Матчыны крылы» — хрестоматийная, зафиксированная во всех учебниках картина 1976 года. Полесье и родные Чикаловичи — не только место, где прошло детство художника. Здесь родились его образы, сюжеты, их хватило на всю жизнь. Когда у Гавриила Харитоновича спрашивали, какая из работ его любимая, он неизменно отвечал: «Любимых нет. Есть наиболее эмоционально выстраданные — те, которые связаны с малой родиной, нашим домом, мамой…» 

Не одну свою картину Ващенко посвятил и людям, окружавшим его с детства. Все эти работы — как часть семейной галереи, а по сути — генеалогическое древо в нарисованных образах. Мама Надежда Михайловна, брат Николай, дед Михаил и бабуля Сынклета — простая сельская женщина, которая родила 12 детей, пережила всех и умерла в возрасте 119 лет. Ее портрет Гавриил Харитонович написал к 40-летию Великой Победы и посвятил всем женщинам, годами ждавшим на пороге дома своих мужей, детей, внуков. Яйца, лежащие перед ней на тарелке, символизируют продолжение жизни, которое не остановит ни одно лихолетье… Сегодня картина «Памяць» — одна из ярчайших жемчужин белорусского национального искусства. Говорят, на открытии выставки, где впервые была представлена «Памяць», живописец Лазарь Ран (ученик Юделя Пэна и воспитанник Витебской художественной школы) подошел к Гавриилу Ващенко и тихо спросил: «Все молчат? Неужели не понимают?.. Если бы я написал такой образ еврейской матери, то был бы уже знаменитым на весь мир…»
Выставка «Полесский исполин» продлится до 4 февраля.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter