Полесские мотивы

Железная дорога даст толчок развитию Лельчицкого района

В самых южных районах страны намерены активно развивать промышленный и туристический потенциал

На пресс-конференции Президента на минувшей неделе были озвучены самые разные вопросы, касающиеся как жизни республики в целом, так и отдельных регионов. В частности, говорилось о дальнейшем развитии Припятского Полесья и целесообразности строительства Полесской железной дороги. Мы поинтересовались у представителей местной власти, какие экономические и социальные блага в самых южных районах страны уже получены и что нового произойдет в ближайшие годы.

Сергей ТОБОЛИЧ, заместитель председателя Житковичского райисполкома:

— За два года реализации Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья в нашем районе освоено Br 840,2 млрд., из них чуть более 65 % — в прошлом году. При этом основная часть средств — более 70 % — направлена на развитие промышленного потенциала региона. Не остались в стороне сельское хозяйство и социальная сфера, куда вложено Br 78,5 млрд. и около Br 40 млрд., или 9,3 % и 4,7 % общего объема финансирования соответственно. Кроме того, Br 31,1 млрд. получила и сфера туризма.

Но это лишь сухие цифры, за которыми стоит немало конкретных примеров удачных вложений. Так, наиболее значимый для нас проект, на реализацию которого направлено Br 597 млрд., — строительство молочного комбината в городе Турове. Планируется, что заработает предприятие уже в марте, сейчас там выпускаются пробные партии сыра на тестовом оборудовании, завод проходит сертификацию, чтобы свободно поставлять продукцию на территорию ЕЭП. Ввод комбината в эксплуатацию позволит в перспективе создать 200—220 рабочих мест.

В сельском хозяйстве в рамках реализации госпрограммы в ОАО «Туровщина» появилась молочно-товарная ферма на 1 тыс. голов, прибавилось и сельскохозяйственной техники. Одно из направлений реализации госпрограммы — повышение эффективности использования мелиорированных земель и противопаводковые мероприятия. Поэтому в районе полным ходом идет реконструкция и восстановление мелиоративных систем, ведутся агромелиоративные мероприятия на землях, ремонтно-эксплуатационные работы. Вместе это повлияет на эффективность использования мелиорированных земель, в том числе в пойме реки Припять, позволит не допустить деградации земель и агроландшафтов.

Не остались без внимания и объекты здравоохранения, где были проведены капитальные ремонты, установлено новое медоборудование. В результате повысилось качество медобслуживания, стала более доступной для населения медицинская помощь, улучшились условия работы медицинского персонала, расширился перечень оказываемых медуслуг. Что касается сферы образования, то и здесь проводились ремонтные работы, закупалась современная техника и оборудование.

Реализация программы в отрасли культуры в значительной степени позволит развить новые типы учреждений культуры, расширить услуги населению в культурно-образовательном, досуговом и фольклорно-этнографическом плане. Важный элемент программы — обновление традиционных ремесел, различных видов декоративно-прикладного творчества. Таким образом, благодаря поддержке государства мы сохраним для потомков уникальное историко-культурное наследие и традиции Припятского Полесья.

Говоря о культуре, надо помнить и о развитии туризма. Так, при Озеранском СДК открылся центр ремесел, непосредственно в Турове построен туристический комплекс для охотников и рыболовов, финансируется развитие туризма на реке Припять и прилегающей территории, примером чего можно считать появление плавучей гостиницы. Кроме того, внимание уделяется и туркомплексу «Белое», готовы принять гостей все больше агроусадеб, а в школе № 1 Житковичей — провести экскурсию по музею уроженца города, поэта Николая Гомолко. Стоит отметить, что развитие туризма — важнейшее направление программы. В нем мы делаем ставку на историко-культурную, агроэкологическую, рекреационную, спортивную и охотничью стороны, чтобы как можно более полно использовать богатейший природный потенциал нашего Полесья.

В дальнейшем нам предстоит больше внимания уделять социальной сфере района, например, ремонту поликлиник, больниц, а также кинотеатра и бассейна в Житковичах. На последний объект, к слову, будет потрачено Br 1,5 млрд.

В целом за время реализации Госпрограммы развития Припятского Полесья в 2010—2015 годах планируется освоить около Br 1 трлн., что, несомненно, положительно отразится на развитии региона.

Сергей ВЕРЕСОВИЧ, и.о. председателя Лельчицкого райисполкома:

— Строительство железной дороги даст толчок как социальному, так и промышленному развитию района. В результате будут сэкономлены значительные средства, связанные с транспортировкой грузов на расстояние 70—100 километров — до ближайшей железнодорожной станции в Житковичах, а добраться из Лельчиц в тот же Мозырь станет намного проще.

То, что стальная магистраль будет загружена, подтверждает план комплексного освоения природных минерально-сырьевых ресурсов нашего региона. Так, уже в этом году мощность завода по выпуску строительного и облицовочного камня в карьере «Крестьянская нива» месторождения Глушкевичи благодаря проводимой модернизации увеличится до 1 млн. кубометров инертных материалов в год. В 2015 году производство вырастет вдвое. Кроме того, мы ожидаем, что в ближайшем будущем снова заработает месторождение облицовочного камня «Карьер Надежды». Сейчас проект обоснования инвестиций по организации добычи блоков, производства брусчатки из окола и изготовлению изделий и материалов из облицовочного камня проходит экспертизу, определены и субъекты хозяйствования, которые займутся созданием предприятий.

Помимо этого, рассматривается вопрос об организации на основе месторождения Прибыловичское производства по выпуску гуматов из сапропеля. Сапропель станет и частью удобрений и кормовых добавок в инвестпроекте ОАО «Лельчицкий агросервис» в сопровождении ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси», включающем 5 подпрограмм. Богат район и другими полезными ископаемыми — бентонитовыми глинами (Острожанское месторождение), бурыми углями (Лельчицкое), каменной солью (Кустовницкий соляной купол).

Что касается лесных ресурсов, то общий возможный годовой объем заготовки древесины в гослесфонде двух наших лесхозов — Лельчицкого и Милошевичского — составляет 213,7 тыс. кубических метров. Основная часть лесоматериалов поставляется на внутренний рынок, а также перерабатывается в цехах лесхозов. Строительство железной дороги в регионе позволит увеличить количество отгружаемых лесхозами полувагонов до 2 тыс. шт. в год (100 тыс. кубометров лесопродукции), из которых 50 % составит экспорт.

Вопрос строительства стальной магистрали поднимался неоднократно. Был даже рассчитан наиболее приемлемый маршрут с учетом расположения особо охраняемых территорий, протяженность которого — более 120 километров, на которых «разместятся» четыре станции, включая станцию примыкания Михалки и конечную — Глушкевичи. Надо сказать, что проектируемый участок железной дороги находится в непосредственной близости от населенных пунктов и агрогородков Лельчицкого и Мозырского районов, где проживает свыше 31 тыс. человек. А значит, пассажирские перевозки в Полесском регионе прогнозируются на уровне 100 тыс. человек в год. Проще станет добираться и туристам — поверьте, нам есть чем удивить гостей. Кроме того, по подсчетам специалистов, в 5—6 раз сократятся расходы, связанные с транспортировкой и реализацией продукции, что повысит привлекательность региона для инвесторов. Таким образом, мы подошли к тому этапу, когда накопилось довольно много аргументов «за» появление железной дороги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter