Поле работы

О фермерских хозяйствах

В Беларуси создается республиканский Союз крестьянских (фермерских) хозяйств. Пионер фермерского движения в стране Николай Силин считает, что новая организация поможет решать самые болезненные проблемы сельских предпринимателей. Среди них — предоставление земли, кредитование, выделение сельскохозяйственной техники по лизингу, сбыт продукции. Потенциал частников куда выше тех 2 процентов, которые они сегодня занимают в общем объеме сельскохозяйственного производства.


На недавней выставке «Белагро–2011» стенды фермеров выделялись нетрадиционной продукцией. Декоративные культуры, кролики, козы, саженцы плодовых и ягодных культур... Частники стремятся осваивать ниши, которые не занимают сельскохозяйственные предприятия. Разговорилась с главой крестьянского хозяйства «Дак» Дмитрием Крыловым. В аграрном бизнесе он восьмой год. Сегодня имеет 200 дойных коз и 160 козлят. Государство помогло получить выгодный кредит. Благодаря этому фермер реконструировал помещения, построил доильный зал. Хорошую прибыль имеет на продаже молодняка. Животных охотно покупают россияне. А с реализацией молока есть проблемы. Перерабатывающие предприятия платят не выше 3.500 рублей за литр, что для крестьянского хозяйства убыточно. «В магазине литр переработанного козьего молока стоит уже 12 тысяч рублей. Откуда такие накрутки?» — недоумевает фермер.


Есть чему удивляться и Николаю Силину, который сейчас по поручению своих коллег–фермеров активно занимается созданием общественной организации. Осенью он продавал килограмм гречки за тысячу рублей, а сегодня в магазинах видит цену во много раз большую... Отдельная тема — овощи. Выращиванием капусты, моркови, свеклы и других культур занимаются многие фермерские хозяйства. Но они тоже вынуждены продавать продукцию осенью за бесценок из–за отсутствия хранилищ. А весной в магазинах сплошь дорогой импорт... Проблемы вроде и мелкие. Если смотреть на каждую в отдельности. Но все вместе — огромный пласт. Поэтому и объединяются фермеры, чтобы быть услышанными, отстаивать свои интересы в госструктурах. Николай Силин привел пример. Есть идея обсудить в Минсельхозпроде вопрос строительства овощехранилищ. Общая беда. Но фермерам нужна в этом деле поддержка государства. А сами, в свою очередь, готовы обеспечить рынок качественной и востребованной продукцией. Чем не обоюдовыгодный проект?


Сельские предприниматели и СПК имеют равное право на государственные преференции. Минсельхозпрод об этом и говорит, и подтверждает фактами. 37 фермерских хозяйств включены в государственные программы по племенному делу, развитию картофелеводства, плодоводства. В прошлом году из республиканского бюджета на первичное обустройство фермерских хозяйств — строительство дорог, подъездных путей, электрификацию, газификацию и другие нужды — было выделено 1,2 миллиарда рублей.


Все так. Однако когда дело касается распределения бюджетных денег на покупку минеральных удобрений, средств защиты растений, топлива, техники, то зачастую сельских предпринимателей обходят стороной. Поговорила об этом с начальником управления Минсельхозпрода Владимиром Красовским. Пришли к тому, что многое здесь зависит от позиции местных властей. Не каждый председатель райисполкома пойдет фермеру навстречу. С руководителя района в первую очередь спросят за показатели СПК. И не каждый фермер пожалуется на несправедливость: ему ведь и дальше здесь работать...


Трудности выдерживают не все. За 20 лет фермерского движения в стране было создано более 6 тысяч хозяйств. Около 4 тысяч по разным причинам деятельность прекратили. Кому–то не хватило опыта, кто–то ушел на пенсию, не передав бизнес наследникам, многие в нем просто разочаровались.


Сегодня в стране 2.149 фермерских хозяйств. 184 появились на свет в прошлом году. Владимир Красовский отмечает новую качественную тенденцию в фермерском движении. Случайные люди больше не идут в сельские предприниматели, как это было в начале 90–х. Сейчас здесь все больше тружеников аграрной отрасли — бывших руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, обладателей дипломов соответствующего профиля. Только за последние 10 лет количество сельхозпредприятий в стране в результате укрупнения уменьшилось с 2.100 до 1.252. «Лишние» агрономы, зоотехники, инженеры становятся фермерами. У них есть знания и опыт ведения дел в аграрном бизнесе. Теперь будет еще и своя организация. Чего еще не хватает? Немного поддержки и побольше удачи. В бизнесе это важно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter