Поле для размышления

Наше сельское хозяйство способно обеспечить не только внутренний рынок, но и накормить соседей...

Наше сельское хозяйство способно обеспечить не только внутренний рынок, но и накормить соседей. Но эксперты считают: эффект от возделывания земель может быть намного выше. Рецептов хватает. Одним из них поделился известный австрийский фермер Зепп Хольцер. На мастер–классе автора более 130 фермерских проектов побывали и корреспонденты «СБ».


—Нужно учиться грамотно управлять тем, что создала природа, — о своем увлечении этот пожилой бюргер рассказывает с таким задором в глазах, что способен увлечь любого. — Получить прибыль от ведения сельского хозяйства и умелого использования даже самых бедных, пустынных земель можно в любой точке мира. В Беларуси это сделать проще в силу уже сформированного ландшафта и огромного количества водоемов. Не то что в Испании или Португалии, где источников воды кое–где попросту нет.


Опытной площадкой для реализации идей Хольцера было выбрано фермерское хозяйство «Родовое поместье Кульпиных», «штаб» которой прописался в деревне Сухая Гора Логойского района. Фермер Артем Кульпин уже год колесит по семинарам, организуемым австрийцем. Наконец привез новатора и к нам. Просим провести небольшую экскурсию по хозяйству. Итак, что мы видим сейчас и что увидим в будущем?


Обычный надел земли по задумке скоро превратится в самую настоящую водную феерию. Наглядно это показано на карте–схеме, висящей на стене усадьбы. Здесь все пестрит голубыми пятнами. Впрочем, воду, которая подпитает даже самую неплодородную почву, нужно подводить с умом: где–то подправить ландшафт, где–то перекрыть возможность утечки воды, где–то построить гармоничную с природой плотину.


Но это так называемый макроуровень. Хольцер дал и несколько советов, которые любая хозяйка сможет без особых усилий реализовать у себя на шести сотках. На огороде суетятся рабочие, подвозя на тележках обычную солому и посыпая ею холмы высотой в человеческий рост. Что за невидаль такая? Оказывается, это обычная грядка, правда, вертикальная. Обыкновенные бревна засыпаются землей, а чтобы конструкция не развалилась, ее закрепляют при помощи колышков и гвоздей. Гряды уже засеяны разными культурами. Осталось только забросать их соломой или сеном, чтобы семена не разлетелись.


— Есть несколько преимуществ у такой конструкции, — уверяет Хольцер. — Во–первых, чтобы прополоть или полить грядку, не нужно наклоняться. Во–вторых, дерево подгнивает, а значит, земля получает естественную подкормку. Ведь любые удобрения–химикаты только портят сельскохозяйственную продукцию. В–третьих, дерево аккумулирует воду, поэтому даже в самую засушливую пору почва останется увлажненной.


На грядке — полный «овощной магазин». Снизу бахчевые, сверху морковь и лук. Монокультурное хозяйство, уверен Хольцер, изобрел человек, а не природа. Мало того что это обедняет почву, так и не может противостоять нашествию вредных насекомых.


— А почему бы на поле с пшеницей не сделать подсев моркови? Да, эта культура некоторое время останется в тени. Затем колосья срежет комбайн, после чего морковь начнет активно вызревать. Через две–три недели с этого же поля можно будет собрать очередной урожай. Производительность увеличится в несколько раз.


Пока науку по Хольцеру постигают лишь отдельные фермеры да дачники. Но, может быть, идеи приживутся и на крупных сельхозпредприятиях?


— Насколько я понял, речь идет о биологическом или органическом земледелии, где не применяют никаких минеральных удобрений, — считает заместитель генерального директора по научной работе и производству научно–практического центра Национальной академии наук по земледелию Дмитрий Лужинский. — На Западе оно ведется примерно на 15 процентах площадей. В основном такая продукция намного дороже обычной и продается в специальных супермаркетах. Она весьма непрезентабельна, зато считается экологически чистой. Но сравните цифры: если не применять химикаты, картофель даст около 15 тонн с гектара вместо стандартных 30 — 40, а урожайность зерновых снизится в 2 раза. Для нашей страны это неактуально. Много ли у нас настолько богатых людей, которые могут себе позволить такую экологически чистую продукцию?


Может, отношение к хольцеровским новинкам вскоре изменится. Ведь число его последователей у нас растет. Значит, кому–то все–таки нужна экологически чистая продукция. А спрос на нее? Его ведь рождает предложение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter