Поле для поисков

8 февраля исполняется 200 лет со дня рождения художника Ивана Хруцкого...

8 февраля исполняется 200 лет со дня рождения художника Ивана Хруцкого. Многие удивленно спрашивают: «А кто это?» Ведь у нас о нем нет ни одной монографии! Только статьи в периодике и сборниках, два альбома–каталога выставок да раздел в монографии Леонида Дробова о белорусских художниках ХIХ века. Но сейчас под эгидой ЮНЕСКО мы отмечаем юбилей Ивана Хруцкого. Запланированы научная сессия, выставка в Национальном художественном музее Беларуси, экспозиция литературы о художнике в Национальной библиотеке Беларуси. Будет погашена юбилейная почтовая марка, запущена в оборот специальная монета.


Летом пройдут научная конференция и выставка в Полоцке. Более того. Выставки произведений Ивана Хруцкого предполагаются в Лувре и штаб–квартире ЮНЕСКО в Париже! Притом в знаменитом Лувре это будет первая белорусская выставка вообще! А на родине установят бюст Хруцкого: некоторые предлагают — в Полоцке, но лучше бы в Улле — возник бы еще один туристический объект. К тому же для музейной экспозиции в Улле подготовят цифровые копии с полотен Хруцкого.


Взросление


Датой рождения Ивана Фомича Хруцкого считается 27 января (8 февраля) 1810 года. Место рождения — местечко Улла тогдашнего Лепельского уезда Витебской губернии (теперь Полоцкий район).


Детство будущего художника прошло среди крестьян. Первоначальное образование он получил на факультете свободных художеств Полоцкого высшего пиарского училища. В нем в 1820–е годы еще сохранялись традиции незадолго до того закрытой здесь академии, в которой преподавали зарубежные живописцы и скульпторы европейского уровня — такие, например, как словенец Грубер.


Летом 1827 года Хруцкий оказался в северной столице, стал брать частные уроки и одновременно как вольный слушатель посещал Петербургскую академию художеств. Там его наставником стал известный портретист Александр Варнека.


Мастер натюрморта


Однако к жанру портрета Иван Хруцкий обратился не сразу. Начал он с натюрморта («Натюрморт с птичкой» и «Натюрморт с вазой», 1832 г.). Потом появились сочетания натюрморта с портретом («Портрет мальчика в красной рубахе с кошелкой и грибами», «Девушка с фруктами» (1833 – 1834 гг.) и другие). В 1836 году наш земляк окончил Академию художеств, а его полотно «Цветы и плоды» было отмечено большой серебряной медалью. Через год Хруцкий уже как вольный художник получил от царя часы с золотой цепочкой, «в поощрение к дальнейшим трудам», за картины, на которых изображены дети, торгующие фруктами. В 1838 году две его работы, «Цветы и плоды» и «Портрет старушки» («Старушка, вяжущая чулок»), на годичном собрании Академии художеств удостоены малой золотой медали. В 1839–м за натюрморт «Цветы и плоды» Хруцкий получил звание академика.


Несмотря на широкую популярность натюрмортов Хруцкого, материальное положение художника в Петербурге, а потом в Вильно оставалось тяжелым. К тому же после смерти отца ему пришлось стать кормильцем всей семьи. Поэтому ему приходилось делать и продавать копии и варианты своих известных натюрмортов, из–за чего сейчас в названиях работ легко запутаться.


Портретист


И все же прижизненную славу Хруцкому принес портрет. Писал художник преимущественно с натуры (редкое исключение — изображение Адама Мицкевича, выполненное по фотографии). Художественного воплощения удостоились прежде всего деятели науки и культуры: виленский историк Миколай Малиновский, житель Жировичей, польский писатель Пляцыд (Плакид) Янковский, петербургский книгоиздатель Илья Глазунов, известные церковные деятели Иосафат Булгак и Иосиф Семашко. Каждый образ на полотне — глубоко индивидуален. Иногда автор не прячет своего отрицательного отношения к персонажу.


Особенно мне нравятся семейные портреты Хруцкого. В них так много солнца, тепла, лиричности! И в первую очередь я назвал бы «Портрет жены с цветами и фруктами». Закончив в 1845 году строительство в приобретенных Захарничах небогатого, но уютного дома, Хруцкий сразу же женился на Анне Бенбновской (Бубновской), жившей с родителями по соседству, в Нагурщине. Вскоре Александра и Ксаверий Бубновские, а также брат жены Александр были увековечены на портретах, хранящихся ныне в Варшаве. О любви Ивана Фомича к детям ярко свидетельствуют «Портрет жены с детьми» и «Портрет сына» — любимого Иосифа.


Портреты, подобно натюрмортам, Хруцкий тоже выполнял на заказ. Многие из них известны лишь по названиям. Так, архиепископ Семашко заказал 32 портрета лиц духовного звания. Где картины теперь — неизвестно. Есть широкое поле для поисков.


Пейзажист


Не только эстетической, но и познавательной ценностью обладают пейзажи Хруцкого. По ним можно судить о красоте окрестностей Захарничей, об архитектурных достоинствах католических костелов и православных соборов Вильно и Ковно. Часто Хруцкий изображал интерьеры своего дома в Захарничах, мастерскую. Все здесь скромно, но просторно, светло, уютно («В комнатах»).


Потомки


Последние годы жизни Хруцкий уже почти не творил — из значительных произведений написал только «Автопортрет». А так все больше приобщал к искусству детей и внуков, упорядочивал хозяйство.


Умер Иван Хруцкий в Захарничах 13 января 1885 года, оставив после себя большую, материально небогатую семью. Однако художественными талантами природа наследников Хруцкого не обделила. Они проявились у внуков Ивана Фомича — Евгении и Ивана Томковидов, Ирины Атановой (по линии дочери Марии Анны), у правнучки Ядвиги Мацеевской (по линии сына Иосифа и внучки Елены Мацеевской). Составитель родового древа потомков Хруцкого искусствовед Ирина Паньшина нашла среди них нескольких геологов, химика, музыканта, юриста, техника, технолога, театрального художника. Все были способны в учебе, трудолюбивы. И тем не менее с приходом советской власти тучи над Захарничами стали сгущаться. Первым опасность почувствовал внук художника, сын Иосифа Иван (Ян). В 1927 году он выехал в Западную Белоруссию, в Слоним. Тех же потомков, которые остались в Захарничах, в 1930 году принудительно выселили в Котлас. А их имущество — картины, книги, рояль — вывезли в неизвестном направлении.


Иван (Ян) Хруцкий, отправляясь в Слоним, взял с собой около двух десятков картин деда. Со временем кое–что ему пришлось продать. Однако самое ценное после войны осело в Варшаве, а затем в Торуне, во владении праправнучки Ивана Фомича Эвы Длугевич. Там и известный портрет сына Иосифа — по всеобщему признанию, одно из самых выразительных и психологически тонких произведений мастера. 17 полотен из этого семейного собрания оказались в музеях Варшавы, Кракова и Белостока: «Мадонна с ребенком», «Пейзаж с памятником», «Рыболов», «Стадо коров» и другие.


Собирательский подвиг


Ядвига Мацеевская родилась в Захарничах в 1916 году, а умерла в Киеве в 1996–м. Это дочь Елены Иосифовны Мацеевской (родилась в 1891 году, репрессирована и расстреляна в 1937–м), внучки Ивана Фомича, и экономиста Александра Мацеевского, тоже невинно казненного в 1938–м. Ядвига объездила многочисленную родню, собрала все сотворенное дедом, что смогла, а потом постаралась, чтобы это наследие — 600 работ! — попало в Полоцк. Сама приезжала не раз в Захарничи, рассказывала, где что располагалось до конфискации имения. Двадцать из этих, фактически спасенных ею, произведений посетители увидят в экспозиции юбилейной выставки Ивана Хруцкого в Национальном художественном музее.


Почему — Хруцкий?


И все же какова главная причина, по которой в Минске выдвинули, а в Париже, в ЮНЕСКО, одобрили для международного юбилейного календаря кандидатуру Ивана Хруцкого? Ведь художниками, и небесталанными, были также его два брата, Андрей и Евстафий. Какая искра Божья имелась у него и отсутствовала у других популярных живописцев того времени?


Однажды мой немецкий коллега, которого я знакомил с собраниями нашего художественного музея, глядя на выставленный в экспозиции натюрморт Хруцкого, заметил: «Чувствуется влияние нашего бидермейера». По–настоящему смысл этих слов мне стал ясен позже, когда на III Международном конгрессе белорусистов искусствовед из Витебска Людмила Вакар сделала доклад «Эхо сарматизма в творчестве Ивана Хруцкого». Она утверждала, что в творчестве художника органично сочетались влияния славянского барочного сарматизма и австро–немецкого бидермейера. Похожее мнение можно прочитать и в 21–й книге сборника «Беларусiка=Albaruthenica»: произведения Ивана Хруцкого «содержат признаки ушедшего барокко, которое в Беларуси воплотилось в комплексе проявлений сарматской культуры. Именно ее эхо выделяет Хруцкого из круга авторов российского бидермейера, делает его ведущим мастером белорусского искусства второй трети ХIХ в.».


Иван Хруцкий первым у нас и, выходит, в России соединил восточнославянские традиции, преимущественно народно–романтические, с западными, уже реалистическими. Таким образом, он по праву может считаться первым белорусским художником нового времени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter