Куда простираются устремления НАТО

Поле битвы — Земля

Их полку прибыло: кто они, натовские новобранцы?

В мире становится все тревожнее, а угроза расширения войны — все реальнее. На прошедшей неделе конфликтный потенциал в Европе обострили решения властей Швеции и Финляндии о вступлении этих стран в НАТО. Несмотря на заявления шведского премьер-министра Магдалены Андерссон о том, что данное решение «не направлено против России», а также невзирая на высказывания финского президента Саули Ниинисте в том духе, что он не видит каких-либо реальных угроз для своей страны от Российской Федерации, всем очевидно, что эти решения имеют ярко выраженный антироссийский характер и будут способствовать осложнению международной военно-политической обстановки.

24 января 2022 года. Генсек НАТО Йенс Столтенберг и министры иностранных дел Финляндии и Швеции Пекка Хаависто и Анн Линде.

Действия НАТО после начала российской военной спецоперации в Донбассе направлены исключительно на обострение ситуации и расширение конфликта, о каких-либо попытках решить проблему за столом переговоров речь уже давно не идет. Это фактически подтвердил 15 мая во время встречи глав МИД НАТО в Берлине генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. Он заявил, что НАТО всеми силами стремится помочь официальному Киеву одержать военную победу. Кроме того, генсек военной организации анонсировал увеличение ее присутствия в Балтийском регионе под предлогом предоставления «гарантий безопасности на период до вступления Швеции и Финляндии в НАТО». Однозначную ориентацию на продолжение гибридной войны в Европе высказал и представитель реального руководителя Североатлантического блока — госсекретарь США Энтони Блинкен. По его мнению, все члены альянса «полны решимости продолжать оказывать помощь Украине в сфере безопасности, сохранять санкции, экспортный контроль и дипломатическое давление на Россию столько времени, сколько потребуется». 
Дипломатией в этих алармистских заявлениях и не пахнет, что подтверждается и выделением очередных гигантских сумм в десятки миллиардов долларов на военную поддержку Украины.

Против кого ощетинился «Ёж»?

Причем у руководства НАТО слова не расходятся с делом. Вчера в Эстонии начались крупномасштабные учения Сил обороны под говорящим названием «Ёж 2022», в ходе которых под ружье поставлена большая часть имеющихся военнослужащих (контрактники, срочники и резервисты). Прибалтийский ёж ощетинился более чем 15 тысячью штыков, из которых 4200 — это солдаты натовских союзников из десятка стран. Кроме того, в учениях задействованы сотни единиц боевой техники — от бронемобилей и танков до авиации и флота. Параллельно с Эстонией боевое слаживание с натовскими союзниками организует и Латвия в ходе учений Namejs, отрабатывая процедуры командования. Также учения Knight Legion проведет и базирующийся в Латвии Штаб Северной дивизии НАТО, который был создан в 2019 году как структура регионального управления многонациональными силами альянса.

И все это на фоне продолжающихся с 1 по 27 мая учений Defender Europe («Защитник Европы»). Данная масштабная тренировка натовских сил, в которой задействовано около 18 тысяч военных из 20 стран альянса, в основном проходит на полигонах Польши, однако периодически выходит за границы этого государства. 

Особое беспокойство вызывает тот факт, что «учения» разворачиваются в непосредственной близости от реального театра боевых действий — Украины.

Поэтому появляющиеся в публичном пространстве намеки польского руководства и военных экспертов на возможное прямое участие официальной Варшавы в конфликте путем введения каких-либо «миротворческих сил» на территорию Западной Украины необходимо расценивать со всей серьезностью.

Балтийская пороховая бочка — кто зажжет запал?

Не добавляют оптимизма и геополитические рассуждения некоторых бывших высокопоставленных польских военных. В частности, экс-заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев в интервью газете DoRzeczy.pl заявил, что вступление Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс значительно усилит северо-восточный фланг организации и превратит Балтийское море в своеобразное «внутреннее» натовское море. Однако для полного контроля за регионом, по мнению данного эксперта, потребуется «демилитаризация» Калининградской области России, которую отставной аналитик сравнил с пороховой бочкой, вставленной между ног НАТО. Очевидно, что «демилитаризация» — это явный эвфемизм вместо подразумевающейся военной операции Польши и сил НАТО по захвату Калининграда.

Насколько реально усилится Североатлантический альянс с вступлением в его ряды Швеции и Финляндии, вопрос спорный. Армии обоих государств — это примерно по 30 тысяч военнослужащих. Флоты в основном оборонительного характера, которые в случае крупномасштабного конфликта смогут лишь немного задержать российский Балтийский флот да по украинскому образцу «загадить» страны Балтии противокорабельными минами. При этом скандинавские политики прекрасно отдают себе отчет, что вступление в НАТО тут же превращает их страны в мишень, на которую будут нацелены арсеналы воздушно-космических сил России. Именно поэтому в качестве условий вступления в альянс Швеция и Финляндия сейчас выдвигают требования о неразмещении на их территории ядерного оружия и других критических для Российской Федерации элементов военной инфраструктуры. Однако будут ли эти требования соблюдены — гарантий нет. При этом самыми важными для НАТО объектами станут аэродромы стран-неофитов, которые позволяют значительно уменьшить подлетное время авиации на северном и северо-восточном направлениях. 
По сути, речь идет о возможности усиления контроля за Арктикой, именно в этом наибольшая стратегическая выгода для альянса. Ведь в перспективе именно арктические просторы станут полем битвы за новые ресурсы, новые торговые пути. И подготовка со стороны коллективного Запада и их пока еще гегемона США к этой битве уже началась.

Будет ли глобальная война за гегемонию?

Но аппетиты НАТО на этом не кончаются. Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс накануне уже упоминавшейся встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран альянса заявила, что НАТО должно стать глобальной организацией, обратив внимание на ситуацию не только в Европе, но и в Индо-Тихо­океанском регионе. Планируется, что в конце июня на саммите стран — членов организации в новой Стратегической концепции НАТО Россия напрямую будет названа угрозой безопасности, а Китай — стратегическим вызовом для Североатлантического альянса. Судя по всему, неудавшуюся экономическую и культурную глобализацию планируют теперь проводить военными методами.

АКЦЕНТ

Турция не может сказать «да» членству Финляндии и Швеции в ­НАТО. Об этом в ходе брифинга заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган:

— Тогда ­НАТО не будет организацией безопасности, а станет местом, где будет много представителей террористов. Мы не можем сказать «да», пусть не обижаются.

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter