Поле без чудес

Выбор делового человека: хайтек или вещевой рынок?
Выбор делового человека: хайтек или вещевой рынок?

Роль малого бизнеса в экономике велика. В стране зарегистрировано около 200 тысяч ИП. Это люди, которые не просят денег у государства, создают рабочие места, пополняют казну налогами...

На смену образу «торгаша», закрепившемуся за частными предпринимателями начала 90–х, приходит другой, более презентабельный. Предприниматель в современной Беларуси не может руководствоваться только жаждой наживы, он должен уважать интересы государства. Умение играть по правилам — это вообще–то черта, говорящая о зрелости бизнеса. В Голландии, Великобритании, США, где коммерция имеет вековые традиции, власть и бизнес ведут диалог без чрезмерных эмоций и ультиматумов.

Применительно к белорусским реалиям стоит сказать: инициатива государства о перерегистрации ипэшников в частные унитарные предприятия не всеми в предпринимательской среде была воспринята адекватно. Шаг тем не менее объективно необходимый. Главное, что новая правовая форма сделает малый бизнес прозрачнее, придаст ему более высокий статус. В этом в конечном итоге заинтересованы все, в том числе и само бизнес–сообщество.

Перемены, конечно, могут повлечь временные неудобства, поэтому обсуждение самой процедуры, ее сроков и особенностей вполне логично. Кстати, вчера в Минэкономики нам сообщили, что министерством рассматриваются варианты продления сроков перерегистрации. Это признак того, что между «индивидуалами» и представителями госаппарата идет диалог. Огорчают лишь призывы некоторых «горячих голов», раздувающих «рабочую ситуацию» до неприличных масштабов...

Надо ли самим предпринимателям, чтобы на них зарабатывались чьи–то рейтинги? Вот что думает по этому поводу один из активистов предпринимательского движения г–н Потупа: «Отрываться от рабочих мест, чтобы терять прибыль, — это глупость. Эти методы наносят только вред самим предпринимателям». Здравые рассуждения опытного организатора и ученого. Хозяйственные вопросы не должны решаться на улицах и площадях! И думается, большинство предпринимателей считает так же. У них другие заботы. Какие? Об этом в нашей публикации, герой которой — деловой человек из Могилева Григорий Костюченко.

Думаю, мало кто с детства мечтает, став взрослым, оказаться за прилавком магазина или всю жизнь ремонтировать чужие авто. Подавляющее большинство людей видят себя в мечтах преуспевающими, известными, обеспеченными. Только с годами у одних мечты сбываются, а у других нет, причем последних, увы, большинство.

...Могилевский бизнесмен Григорий Костюченко чем только ни занимался в своей жизни — все же два диплома о высшем образовании да еще множество «корочек» об окончании различных курсов (бухгалтерских, компьютерных, дизайнерских и т.д.), а пару лет назад пришел к выводу, что чем примитивнее и приземленнее бизнес, тем он... надежнее и прибыльнее.

Начинал Григорий Станиславович лет 15 назад с выпуска каких–то уж больно мудреных стройматериалов — то ли блоков, то ли плит. Большой прибыли производство не приносило, и его владелец переключился на рекламу, а затем, разочаровавшись и в новом деле, — на компьютеры. Много лет подряд Костюченко пропадал на работе с утра до ночи, в выходные почти не отдыхал, но денег домой приносил, как ни странно, ненамного больше своей жены, школьной учительницы. Знакомые, торговавшие на рынках куртками да запчастями и имевшие неплохие доходы и массу свободного времени, уже начали коситься на него как на неудачника, когда он решил в последний раз сменить специализацию: открыл магазин. И все пошло как по маслу.

— Сын мой тоже решил открывать свою фирму, компьютерный клуб, — делится семейными проблемами Григорий. — Только я ему сразу сказал: многого на этом не заработаешь, и вообще, от техники да от интеллектуальных сфер держись подальше — уж больно быстро новые технологии устаревают, а умники, возлагающие на них большие надежды, остаются у разбитого корыта.

Костюченко не голословен, приводит весьма убедительные примеры: кто сейчас вспоминает пейджинговые компании? А ведь процветали! Зато продавцы мяса, рыбы и бакалеи ничуть не прогадали, их товар как пользовался спросом, так и будет востребован сотни лет.

В чем–то с Григорием нельзя не согласиться. Но, с другой стороны, почему же предприятия тратят столько средств на модернизацию, раз любое оборудование все равно устаревает?

Ждать или догонять?

Не успеешь сегодня купить дорогой мобильник, как модель считается устаревшей. Только приобретешь цифровой фотоаппарат, как цены на него снизятся в 2 — 3 раза. Едва разоришься на компьютер, как окружающие начинают смеяться: «И как не стыдно работать на таком старье?»

У бизнесменов ситуация не лучше. Многие жалуются, что совсем недавно, оформив кредит, взяли в лизинг новенькое оборудование, а оно чуть ли не через месяц безнадежно отстало от жизни, не успев себя оправдать. Гнаться за прогрессом действительно трудно. Поэтому многие, попытавшись, отбросили в сторону честолюбивые планы и скрепя сердце взялись за то, на чем, по их мнению, уж точно не прогоришь. Бывшие вузовские преподаватели и банковские служащие, не стесняясь своих студентов и вкладчиков, торгуют на рынках мужскими сорочками и турецкими джинсами. Могилевчанин, в прошлом экономист крупного завода, ездит в Украину и обратно с невероятных размеров баулами. Все они говорят, что на жизнь хватает, а в глазах — тоска. И все разговоры не о моделях сорочек и полученной прибыли, а о той, прошлой, жизни, яркой, радостной. С научными конференциями и выездными семинарами, с поездками в Москву и Киев не за товаром, а на экскурсии и отдых.

У Григория Станиславовича Костюченко тоже настроение не ахти: не нравится ему его бизнес, не хочет он больше работать по вечерам и выходным. Мог бы, говорит, открыть и второй магазин, да не лежит душа. И все же сыну настоятельно не советует заниматься чем–то серьезным, да и другие родители, по его утверждению, с ним солидарны.

Однако, по наблюдению Владимира Седача, специалиста 1–й категории Могилевского городского центра развития малого предпринимательства, люди, скопившие определенный капитал, начинают понемногу вкладывать и в производство, в основном строительную отрасль. Правда, и стройка стройке рознь, мало кто стремится возводить здания «под ключ» и выпускать стройматериалы, чаще пытаются освоить отделочные работы, на которые не требуется лицензия, и все же...

К примеру, могилевчанин Александр Лазарев занимается разработкой программного обеспечения и, хотя дело это пока приносит парню доходы более чем скромные, а потому, чтобы не ощущать себя уж полным неудачником, параллельно он берется за любую подработку. При этом абсолютно уверен, что именно программирование, а не все остальное сделает его рано или поздно весьма состоятельным человеком.

Деньги к деньгам

— Знаешь, какую закономерность я для себя выявила? — со вздохом объявила мне на днях одна почти разорившаяся могилевская бизнес–леди, попытавшаяся заниматься ландшафтным дизайном. — Все, кто много работает, как правило, бедны, богатыми бывают только везунчики. К примеру, какая–нибудь известная фотомодель снялась в непристойном виде — ей за это деньги. Пошла в кафе — там ей бесплатно накроют стол, чтобы наведалась еще. Отправится в магазин — там тоже отблагодарят за то, что не обошла своим вниманием. А мне надо столько знать, столько учиться, и все впустую!

Так–то оно так, только представляю, сколько той самой фотомодели пришлось над собой работать, чтобы стать тем, кем она есть. И вообще, большинству людей, в этой жизни чего–то достигших, безусловно, ничего не свалилось с неба, пришлось долго и упорно трудиться. Хотя в чем–то правы и разочаровавшиеся: сколько ни упорствуй, а на том, что не пользуется спросом, состояние не сколотишь.

Большинство моих земляков — могилевских бизнесменов — склоняются к тому, что наиболее выгодно сегодня торговать одеждой да продуктами питания. С этим не поспоришь, но ведь и на «купи–продай» разоряются очень многие. Кроме того, даже сосисками сегодня торгуют уже совсем не так, как 100 лет назад. Разве существовало тогда такое холодильное и торговое оборудование? А весы, упаковка, кассовые аппараты, как сегодня? Но ведь все это кто–то производит, налаживает, усовершенствует. Получается, даже самому мелкому бизнесмену не обойтись без техники. А раз есть спрос, то и заниматься, к примеру, тем же оборудованием для торговли, его усовершенствованием и наладкой может быть очень даже выгодно. Это только один, причем не самый яркий, пример, свидетельствующий о том, что, несмотря на сетования скептиков, новые разработки да ясные головы всегда в цене.

Если же и устаревают со временем новинки, что поделаешь?! Ведь и сами мы с годами не молодеем...

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter