Полдня на проходной

Злоключения корреспондента "Р": "В девять часов утра возле окошечка бюро пропусков стояло всего пять человек. Но на территорию завода я попал только к обеду..."

Теорию относительности умом понять непросто, ее необходимо прочувствовать душой. По-настоящему «временную прострацию» я испытал на проходной одного из крупнейших белорусских предприятий, расположенного в Гомельской области. В девять часов утра возле окошечка бюро пропусков стояло всего пять человек. Но на территорию завода я попал только к обеду. Как тут не помянуть старика Эйнштейна и его теорию относительности. На иных предприятиях, чтобы оформить пропуска пятерке посетителей, уходит минут 15—20, а тут полдня.

Сказать, что очередь продвигалась медленно, значит покривить душой. Она стояла на месте как вкопанная. Хотя в бюро пропусков три девушки работали как проклятые, сверяя паспорта с заявками. Удостоверения личности тут изучали почище, чем в ОВИРе. Это только на первый взгляд паспорт кажется тоненьким и маленьким, а попытайтесь его перепечатать от корки до корки. С полчаса занимательной работы вам обеспечено. 

За час героического труда «паспортистки» обслужили двух человек. Но третий оказался «крепким орешком» — на машине приехал. А с регистрационной точки зрения автомобиль намного сложнее человека: и техпаспорт, и страховки, и накладные, и путевые листы… Несчастную «газель» оформляли точно как в ГАИ. Разве что номера двигателя и кузова не сличали. А потом оказалось, что в заявку на пропуск забыли вписать водителя. — Звоните сотруднику, который оформлял заявку, пускай впишет в нее водителя, — вежливо посоветовали гостю. – Можете на диванчик присесть, — девушка показала на мягкий угол у стены.

Там уже «отдыхали» четверо молодых людей. Они приехали тестировать какие-то технологические установки на микроавтобусе с оборудованием и приборами. Оформление таких специалистов длится почти целый день. Один из сотрудников завода даже вышел оказать им моральную поддержку. Или просто следил, чтобы командированные не сбежали от безнадежности пропускной системы. 

— Ничего, — успокаивал он их. – Сегодня, конечно, день потерян, но завтра с самого утра можно начинать работать. К нам всегда пройти непросто. 

Я уже почти стоял у заветного окошка, когда случился новый казус. Стоявшая передо мной женщина была руководителем одной из местных благотворительных детских организаций, которой завод презентовал несколько комплектов списанной офисной мебели. Досадная непредвиденность заключалась в том, что в заявке указали здание, в котором хранится подарок, но перепутали подъезды. 

— А какая разница? – удивлялась общественница. 

— Это уже другая зона, — пояснили ей. Оказалось, предприятие еще и разделено на десятка два квадратов и в каждом действует свой пропуск. Для выяснения всех обстоятельств была вызвана сотрудница управления предприятия. Но даже «своему» человеку найти общий язык удалось только минут через тридцать. Решили перетащить столы по коридорам корпуса через границу «квадрата» к нужному подъезду. Это быстрее, чем переписывать заявки. 

«Пропускной» проблемы не избежал и я. Интервью я хотел взять у начальника одного из технических отделов, а заявку на пропуск подписала начальник другого подразделения, которое курирует вопросы общения с прессой. 

«Понеслась душа в рай», — мелькнуло в голове. И точно. Принялись звонить начальникам указанных отделов, их не оказалось на месте, стали искать то ли их заместителей, то ли наделенных особыми полномочиями… Мне предложили подождать на пресловутом диванчике, но места там уже не осталось. Очередь к этому времени выросла человек до пятнадцати. У некоторых не выдерживали нервы: звонили по мобильному, переносили встречи, благодарили службу безопасности и уходили материться на улицу. 

Хорошо, ведомственная столовая работает здесь в свободном режиме доступа. Когда вернулся после трапезы через полтора часа, мой вопрос почти решился. 

Волнение от вручения документов я испытывал три раза в жизни: когда первый раз получил паспорт, при вручении диплома и пропуска на это предприятие. Но дальше проходной меня все равно не пустили. 

— С сумкой нельзя, — с ходу сообщил охранник. – Камера хранения у нас не предусмотрена. Съездите в гостиницу, оставьте там вещи и приходите. 

Вот это уже садизм в утонченной форме! Ведь до райцентра километров 25—30, днем транспорт ходит по расписанию раз в два часа – к ночи поспею! Только уверенное обещание поскандалить с начальством и написать очерк в книге жалоб заставило охранника включить воображение и заменить путешествие в город личным досмотром. Наконец-то я проник на территорию завода. 

Оказалось, совершенно напрасно. Нужное мне структурное подразделение располагалось рядом со столовой, вне юрисдикции пропускной системы. Меня проводили в просторный кабинет, пустующий в обеденный перерыв, и попросили подождать. За полчаса успел осмотреться и освоиться. В центре помещения на большом столе грудой лежали бумаги. Схемы реконструкции предприятия, планы новых объектов, чертежи, финансово-проектные выкладки… Бери, сворачивай в трубочку и уходи, никто не остановит – даже символический дедушка-вахтер не сидит. Зачем, спрашивается, на остальной территории наворотили такую пропускную систему?! 

Вопрос философский даже для сотрудников предприятия. Они, кстати, тоже страдают от сложных правил, инструкций и других выдумок службы безопасности. Завод крупный, поддерживает деловые отношения и с заграничными партнерами. В очереди за пропусками я заметил людей с российскими и польскими паспортами. Что они по этому поводу думают – одному Богу известно. Один из рядовых сотрудников высказал свою версию: завод богатый, вот служба безопасности и изгаляется, осваивая таким образом немалые «охранные» бюджеты. Ведь весь периметр предприятия – без малого 10 километров — «закрыт» системами сигнализации, видеонаблюдения и так далее. А ведь вся эта техника стоит десятки и сотни тысяч долларов. Оправдана ли она в таких количествах? Не берусь судить. Тем более есть и контраргументы: объект этот стратегический, производство взрывоопасное, да и продукция высоколиквидная – соблазн для «несунов» серьезный. Служба безопасности на таких предприятиях должна быть бдительной. Но ведь не зря говорят, что любая благая идея, доведенная до абсолюта, превращается в абсурд. Именно такие ощущения у меня и оставила эта командировка. Подозреваю, следующий шаг усиления бдительности – это вообще никого не пускать на предприятие. 

Я специально не указываю название предприятия. Завод известный и хороший с производственной точки зрения, поэтому не хочется «топить» его имидж в глазах читателей, которым на нем бывать не доводилось. Те же, кто хоть раз заезжал на предприятие, узнают его среди множества других по описанию. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter