О гендерных аспектах рынка труда

Пол не потолок

Знакомый из строительной сферы не скрывал разочарования: трудно найти толкового работника. Правда, вот приходила с год назад на собеседование одна выпускница технического вуза, старательная, глаза горят, неплохой инженер из нее мог бы получиться, если бы не одно но... Кандидатке 25, а значит, по его мнению, сразу же рванет замуж и в декрет. А ты, мол, ищи себе нового инженера, заново обучай его всем тонкостям... Увы, ситуация знакомая. Каждый день в разных уголках мира кому‑то отказывают в работе из‑за возраста, пола, наличия маленьких детей или планов выйти замуж. Недавнее исследование международного общественного объединения «Гендерные перспективы» показало: 85% белорусов в той или иной степени сталкиваются с различной дискриминацией на рынке труда.


Результаты опроса не стали открытием: самая уязвимая группа — женщины до 35 лет, вне зависимости от семейного положения и наличия детей. Им особенно непросто найти работу, и, как показало исследование, больше всего таких конфликтных ситуаций в сфере торговли. У работодателя свои отговорки: он заботится о деле, ищет максимально надежного сотрудника. Вот только соискатель, получив отказ после расспросов о личном, часто даже не осознает, что налицо дискриминация. И это тоже мировая проблема, и у нас лишь один из десяти после собеседования с предрешенным результатом готов дать отпор, хотя уже на рабочем месте бороться с несправедливым отношением к себе готов каждый пятый. Другое дело, что в 30% случаев работники радикально реагируют на ущемление своих прав — увольняются. 

Нюанс и в том, что многие не знают, куда обращаться за отстаиванием своих прав. Поэтому еще до начала исследования был дан старт информационной кампании «Пол не потолок», инициаторы которой настроены объяснять, что каждый имеет право реализоваться в работе по способностям и умениям, а не по природным данным. Тут ведь важно понимать: настороженное отношение работодателей к тем же настоящим и будущим мамам негативно сказывается на самой готовности женщин иметь детей. Приходится выбирать: либо карьера и активное участие на рынке труда, либо семья. Но ведь, согласитесь, для экономики куда лучше создать условия, при которых эти роли органично совмещаются. Скажем, удаленная работа и гибкий график могут быть весьма кстати. Если, конечно, главное для компании — результат... 

А вот мужчины чаще всего не получают желаемое место работы из‑за цифр в паспорте. Возрастная дискриминация — тоже острый момент, подчеркивает Ирина Альховка, председатель правления «Гендерные перспективы». И ему не должно быть места в контексте повышения пенсионного возраста, ведь люди будут дольше оставаться на рынке труда. Впрочем, и к мужчинам могут быть вопросы по полу, причем за примерами далеко ходить не надо — достаточно пролистать вакансии на сайтах. Не удивляйтесь, когда найдете объявление вроде того, когда в Минской области приглашали на работу поваром с пометкой «только женщину». 

Кстати, о моем знакомом. Спустя год он встретил ту самую девушку, подававшую надежды как инженер. Работу она все же нашла, хоть и не по специальности, жизнью вполне довольна. «Как думаешь, согласится, если сейчас ее к себе позову?» — спросил меня несостоявшийся наниматель под конец своего рассказа. А ведь их трудовые отношения изначально могли сложиться совсем по‑другому. 

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter