Покушение на кражу курицы

Он украл на 5 тысяч рублей.
Он украл на 5 тысяч рублей. Государство потратило на его содержание в тюрьме миллион. Практика заключения под стражу мелких преступников приводит к огромным убыткам

...Эти уголовные дела не попадают в разряд громких. О них не сообщают по ТВ и не пишут в газетах. И волны общественного негодования они не вызывают. Задержанные милицией, фигуранты таких дел, как правило, сопротивления не оказывают - бойцы спецназов подобной публикой не занимаются. Тихо-мирно преступников "закрывают" в СИЗО: нет человека - нет проблемы?

Сотрудники белорусской пенитенциарной системы завидуют своим российским коллегам. "После того как в России назначение меры пресечения в виде заключения под стражу стало прерогативой судов, СИЗО, которые были наполовину заполнены мелкими воришками, сразу же сильно разгрузились. Камеры - полупустые, начались ремонты", - рассказал мне в конце прошлого года начальник Комитета исполнения наказаний при МВД Беларуси Владимир Ковчур. И выразил надежду на то, что и в нашей стране перестанут наконец-то "закрывать" людей за малозначительные преступления экономического характера. "Да, убийца, насильник должен сидеть. Но по экономическим преступлениям - верни похищенное и свободен. Украл телевизор? Потерпевшему важно, чтобы воришка возместил ему ущерб. Как это делается, скажем, в Соединенных Штатах? Собирается третейский суд и назначает наказание: 200 долларов преступник выплачивает за телевизор, 300 - за моральный ущерб и 3 года получает условно. Если совершил преступление опять, эти три года ему прибавляются к новому, уже реальному сроку. У нас что получается? Телевизор украл, пропил или продал, ничего никому не вернул, на "зону" пришел - и все. Там, как известно, с работой сейчас туго - денег на возмещение ущерба не заработаешь", - констатировал начальник КИН. После нашего интервью с Владимиром Ковчуром прошло почти полгода. Что изменилось?

В следственных изоляторах страны содержится сейчас около 8.600 человек. Перегруженность СИЗО - около 30 процентов. В каждой камере как минимум 3 - 4 человека фактически спят на полу - коек на всех не хватает. В лучшем случае подследственные ждут суда несколько месяцев, но чаще всего пребывание в СИЗО по разным причинам растягивается на год-полтора... При этом около половины арестантов - персонажи как раз тех самых, негромких дел. Листаю предоставленные мне сотрудниками КИН списки "лиц, содержащихся в следственных изоляторах за малозначительные преступления". Графа "фабула преступлений" - самая интересная. От цитирования не удержаться: "Тайно похитил из кафетерия курицу жареную стоимостью 5 тысяч рублей", "В группе с другими лицами из автомашины похитил имущество на сумму 9 тысяч рублей", "В состоянии алкогольного опьянения похитил имущество в минском универсаме "Заславль" на сумму 7.865 рублей", "Похитил в гастрономе банку тушенки стоимостью 3.150 рублей", "Во дворе дома г.п. Костюковка тайно похитила пододеяльник на сумму 15 тысяч рублей", "Проник в сарай для содержания домашней птицы, откуда похитил 4 курицы на сумму 20 тысяч рублей", "Путем свободного доступа проник в сарай, откуда похитил продукты домашнего консервирования"... Список длинный, эпизодов много. Среди похищенного нынешними "сидельцами" СИЗО - набор рюмок, электронные часы, рамки для пчел, 15 кг картофеля, полиэтиленовая пленка, каркас теплицы, 3 трубки рубероида, алюминиевая бочка, мешок муки, детские санки... Есть совершенно нелепые истории, над которыми можно было бы, наверное, и посмеяться, если бы не было так грустно. Например, "покушение на кражу кур". Или: "На территории гомельского рынка "Прудковский" путем свободного доступа с прилавка тайно похитил женский крем "Нивеа-Софт" стоимостью 5.700 рублей". Суммы фигурируют разные: от 3 тысяч рублей за кражу корзины с продуктами до 600 тысяч за похищение телевизора "Самсунг". Невольно начинаешь решать задачку: некто С. похитил на колхозном рынке зонтик стоимостью 12 тысяч рублей. В местном СИЗО этот арестованный "громила" находится уже месяц. А сколько еще ему ждать решения своей участи? Тем временем на содержание арестанта государство тратит в месяц 85 тысяч рублей. Честно говоря, умножать не хочется - уж очень большие суммы выходят и вспоминается рассказ Владимира Ковчура о похитителях телевизоров в Штатах...

Но это все только мелкие воришки. Им светит чаще всего статья 205 ("Кража") или статья 213 ("Повторное мелкое хищение"). А вот замечаю в списке, составленном в КИН, кажется, настоящую "крупную рыбу": главный ветеринар колхоза получил взятку "за выдачу ветеринарной справки о состоянии осмотренного им животного". Обвиняется по статье 430 ("Получение взятки"). Он-то как в список "малозначимых" арестантов попал? Все просто: сумма принятой ветеринаром мзды исчисляется отнюдь не сотнями и даже не десятками долларов, как это принято у "солидных" взяточников. Колхозный ветврач (впрочем, это еще доказать надо) оценил свою услугу в... 1 тысячу белорусских рублей. Напомним, что по курсу - это около 50 центов. "Правильно, сажать таких надо! Вишь, за "полбакса" готовы продаться!" - рассудил, видимо, следователь районной прокуратуры, и "парится" ветеринар в СИЗО с середины февраля... Возможно, кто-то бодро отчитался об успехе на ниве борьбы со взяточничеством и коррупцией. Кого-то поощрили за "раскрутку" мздоимца. Но почему в случае с ветеринаром, кстати, человеком немолодым (53 года стукнуло незадолго до ареста), да и в других вышеперечисленных случаях следователи забыли о такой мере пресечения, как подписка о невыезде? Неужели боятся массовых побегов из-под надзора? Или привычка сажать по любому поводу у стражей закона уже в генах? Вспомним: "за колоски", "за мешок картошки" сажали у нас во все времена, не щадя даже многодетных матерей, матерей-одиночек. Кстати, есть в предоставленном мне Комитетом исполнения наказаний списке и сведения об арестованных женщинах, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей. Среди них много обвиняемых в мелких кражах, хищениях, мошенничестве. Например, жительница Брестского района вместе с подельниками похитила два блока сигарет. Сидит в СИЗО, дома остались девятилетний сын и двухлетняя дочь. Среди арестанток - мать четверых детей, проникшая в чужой дом и похитившая имущества на 200 тысяч рублей, а также мать четверых малышей, похитившая в минском магазине "мобильник". Подобных примеров - десятки. Можно только догадываться, почему суды и прокуратуры выносят постановления о заключении многодетных матерей под стражу. Но то, что не задумываются служители Фемиды о судьбах детей, - это точно.

В списке "мелких" подследственных особняком - категория "алиментщиков", тех, кто "ходит" под статьей 174 УК ("Уклонение родителей от содержания детей"). В основном речь идет о первой части этой статьи (уклонение от уплаты алиментов более трех месяцев в течение года), предусматривающей арест на срок до 6 месяцев или ограничение свободы на срок до 3 лет. По логике судей, выходит, что если сидит горе-папаша вначале в СИЗО, затем в арестном доме или колонии, где опять-таки работу ему трудно найти, - детишкам его от этого легче станет? Уж лучше бы государство эти 85 тысяч рублей, что проедает арестант в изоляторе, ежемесячно малышам и отдавало... Впрочем, это рассуждения дилетанта - законники, похоже, свято верят в карательные меры: выйдет, мол, алиментщик из-за решетки, сразу же бросится грехи отрабатывать. Если бы все было так просто... Ведь адаптация бывшего осужденного - тема сложная, поиски заработка у таких людей могут растягиваться на годы и нередко вновь заканчиваются тюрьмой. Да и кого тюрьма исправляла? И если не перевоспитать, то скорректировать подобную личность способна отнюдь не система исполнения наказаний, а система реабилитации, серьезная работа с мелкими преступниками психологов, специалистов центров занятости, медиков (ведь зачастую речь идет о хронических алкоголиках и наркоманах). Но такая система если и существует, то только в крупных городах, да и то в основном на бумаге. Конечно, самый простой выход - выбросить, изолировать человека хотя бы на время и стараться делать вид, что проблема решена.

...В обществе до сих пор не стихает дискуссия по поводу отмены смертной казни. Проблема, несомненно, очень важная. Но, как мне кажется, не менее пристального внимания заслуживает и тема наказания лишением свободы за малозначительные преступления - она затрагивает гораздо больший круг наших сограждан. Убийц, насильников, маньяков у нас (как за решеткой, так и на свободе), к сожалению, немало, но в сотни раз больше тех самых мелких воришек, хулиганов, мошенников, нечистых на руку, но отнюдь не безнадежных людей. Всех сажать? Но неужели из госбюджета, а значит, из кармана налогоплательщиков, миллиарды должны уходить на тюремную пайку похитителей жареных куриц и консервов? Наверняка эти огромные деньги могли бы идти на более полезные дела. Если говорить только о пенитенциарной системе, то ей лишние деньги не помешали бы. На женских "зонах" Гомеля и Речицкого района не хватает даже элементарных средств гигиены. Требуются дополнительные средства Дому ребенка, в котором живут дети осужденных матерей. В Республиканской больнице КИН при минской ИК-1 - медоборудование, мягко говоря, не самого современного уровня. В "пожизненной" жодинской колонии не хватает средств для строительства нового корпуса - скоро некуда будет сажать отъявленных убийц, а это, как говорится, чревато... Да и вообще для гуманизации системы исполнения наказаний, организации трудовой занятости осужденных деньги требуются большие. Почему же так легко соглашается государство на бесполезное содержание тысяч мелких воришек в тюремных стенах? Ведь в этой сфере интересы стремящегося "улучшить показатели" следователя и цели общества, стремящегося к реальному решению проблем преступности, вряд ли совпадают. Тем более что новое уголовное законодательство создало предпосылки для более гуманного отношения к фигурантам "тихих" дел - имею в виду назначения штрафов, исправработ, другие формы ограничения, но не лишение свободы.

Кстати, как показывает практика, примерно 30 процентам заключенных СИЗО, совершивших мелкие имущественные преступления, выносится оправдательный приговор. Также значительный процент воришек, мелких взяточников, матерей-одиночек, многодетных матерей и т.д. освобождается затем по амнистии. Но в СИЗО и на "зонах" - всегда "аншлаг"...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter