Покупая — не зевай...

За сколько-то там граммов филе семги отдала 15 тысяч рублей. Уже при разморозке насторожил подозрительный запах. Увы, столь же отвратным оказался и вкус вожделенного продукта, вытравить который не помогли ни лимон, ни уксус...

Что  иногда  мы  рискуем  «выловить»  в  торговых  сетях  и  как  с  этим  бороться?

Прямо скажем, не очень приятная история случилась со мной как раз накануне Всемирного дня потребителя, который отмечают сегодня. Поскольку девиз его — «Здоровое питание – твой выбор, потребитель!» — затронул потаенные струны моей души, решила отметить международный праздник как полагается. А что может быть лучше на завтрак для здоровья, чем ломтик красной рыбки, имеющей в своем составе невиданно полезные полиненасыщенные кислоты? 

Удовольствие это, конечно, не из дешевых, но есть в Минске специализированные супермаркеты по продаже всяческих видов х рыб по вполне умеренным ценам. Туда-то я и отправилась в надежде приобрести «здоровый» продукт. Филе семги – за сколько-то там граммов отдала 15 тысяч рублей — радовало приятным розовым цветом, но уже при разморозке насторожил подозрительный запах. Увы, столь же отвратным оказался и вкус вожделенного продукта, вытравить который не помогли ни лимон, ни уксус.             

Конечно, можно было при желании, вооружившись чеком и испорченной рыбой, рвануть обратно, но и в страшном сне не могла представить, что ради куска деликатеса я помчусь на другой конец города, убью два часа драгоценного времени и потрачу нервные клетки на разборки с продавцами. По странному стечению обстоятельств именно в этот день уже в другом магазине мне всучили пакет сушек… с песком. Сушки, как следовало из названия, имели в своем составе изюм, но этот «изюм» подозрительно скрипел на зубах. Тут бы взять пакет с сомнительным товаром и бегом обратно — магазин-то всего в двух шагах от дома – но нет. Лень, устала, да и неохота связываться из-за копейки! Кого винить в том, что под угрозой срыва оказалась моя программа здорового питания не только на сам Всемирный день потребителя, но и все последующие? Ушлых продавцов, отлично знакомых с «ленивой» психологией массового потребителя? Или саму же себя, не спешащую сражаться за справедливость и вот так легко расстающуюся с заработанными кровными? 

Понятное дело — безнаказанность иных торговцев идет как раз от нежелания самого потребителя «качать права». Кому-то лень, как мне, кто-то боится нарваться на хамство. На Западе таких лояльных потребителей еще поискать – там нечестному на руку продавцу угрожают порой многомиллионные иски, чем тамошние клиенты «шопов» пользуются вовсю. И в Беларуси с каждым годом культура потребителя и его самосознание растут. 

Многие из нас – сужу по журналистской практике — принципиально не желают прощать причиненный ущерб и судятся до последнего. Но и из-за просроченного пакета сметаны или тех же сушек с песком никто особо напрягаться не будет. А именно из таких мелочей и складывается общая культура продавца и потребителя. 

Может быть, проще всего нам всем потребовать ужесточения контроля  работы торговых объектов в стране? Но нет, говорят специалисты, проверок и без того достаточно. И никакого еще более сурового «ужесточения» в обозримом будущем проводиться не будет. Об этом сказал на последней  встрече с журналистами заведующий отделом гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Василий Цыганков, с которым я не раз беседовала на волнующие темы здорового питания.  

— Но ясно и то, что на прилавках наших магазинов не должен находиться продукт с истекшим сроком годности, — словно в подтверждение моих слов резюмировал Василий Цыганков. — Это закон. И любой потребитель имеет право мгновенно оповестить об этом руководство магазина и потребовать снятия продукта с прилавка. Только совместные действия контролирующих служб и самих потребителей будут иметь положительный эффект воздействия на нашу торговлю. 

Кстати  

Всемирный день потребителя отмечается на планете с 15 марта 1983 года. Сегодня в нашей стране действует система государственной и общественной защиты прав потребителей – всю деятельность координирует Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси.  Крупнейшее в стране объединение – Белорусское общество защиты потребителей, которое имеет 47 подразделений в различных городах республики. Также в местных исполкомах есть уполномоченные по защите потребительских прав.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter