Покупай и властвуй

О розничной торговле

Торговля в нынешнем году восстанавливает утраченные ранее позиции: розничный товарооборот магазинов в первом полугодии выше прошлогодних показателей. Правда, снизились продажи на рынках и в торговых центрах, но в целом это не портит общую картину: удельный вес розничных организаций — 88%, а рынков и торговых центров — 12%. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли подчеркивают: вслед за количественными показателями нужно подтягивать и качество обслуживания.

С количеством в отрасли действительно вроде все хорошо. Число розничных торговых объектов совсем недавно превысило знаковую цифру в 100 тысяч, только за первое полугодие их стало больше на 3.608. При этом более 65% от общего количества магазинов относятся к различным торговым сетям. Интернет–магазинов в стране более 15 тысяч, и их ряды также ширятся. В то же время в министерстве озабочены ситуацией с торговлей и бытовым обслуживанием в сельской местности. Заместитель главы МАРТ Ирина Наркевич характеризует ее как непростую: доходность сельского бизнеса невысока, а покупательская активность людей, проживающих в малых населенных пунктах, как правило, достаточно скромная, ведь каждый третий — пенсионер. В министерстве уже подготовлен проект указа, направленного на развитие предпринимательства на селе и предусматривающего существенные преференции для тех, кто намеревается развивать там собственное дело.

В МАРТ также готовы пересмотреть систему взаимодействия государства и торгового бизнеса в соответствии с меняющимися экономическими реалиями. В частности, до конца года планируют разработать и вынести на общественное обсуждение обновленную версию Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Предстоит совместить два подхода — создать дополнительные условия для развития ритейла и общепита и одновременно обеспечить наполнение прилавков продукцией, в том числе отечественной, по приемлемым ценам. Логика проста и понятна: любая страна думает в первую очередь о местном производителе, теперь надо найти баланс между государственными интересами и пожеланиями розницы и потребителя. Важно ведь не просто наполнить магазинные полки «своим», но и обеспечить широту ассортимента. Существенный момент: процесс должен идти в условиях совершенствования конкурентной среды и пресечения формирования дискриминационных условий для субъектов хозяйствования. Пока же удельный вес продажи отечественных товаров — около 65%, в том числе по продовольствию — чуть более 80%, а по непродовольственным товарам — почти 45%. Свое веское слово должны сказать и потребители — они в последнее время, кстати, внутри торговых групп дорогим продуктам предпочитают более дешевые.

Защите прав потребителей посвящено еще одно направление, над которым нынче активно работают в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Готовятся изменения в соответствующий закон, где будут учтены пожелания как покупателей, так и тех, кто стоит по другую сторону прилавка. Скажем, многие потребители протестуют против того, что при возврате товара магазины требуют у них паспорт. В МАРТ не скрывают: дискуссий по этому поводу было немало. В итоге пока остановились на отмене нормы о предъявлении потребителями паспортов. Еще одна предполагаемая новация — запрет на установление различных цен на один и тот же товар при различных формах оплаты. Ценник должен быть един, это в первую очередь в интересах покупателя. Кроме того, к единому знаменателю планируется привести и систему возврата денег за товар: заплатил, скажем, человек по карточке — на карточку ему и вернут положенную сумму. Такое решение в условиях стимулирования безналичных платежей представляется логичным. Возможны, конечно, варианты, когда потребителю срочно нужны наличные, но удовлетворить такое пожелание покупателя можно будет в качестве исключения и по договоренности с магазином. Наконец, еще одно предложение — увеличение срока гарантийного ремонта товаров с 14 до 30 дней с согласия покупателя. Об этом просят магазины и сервисные центры, и их аргументы вполне разумны: не всегда возможно починить в двухнедельный срок, скажем, сложнотехнические изделия. Что ж, компромисс — великое дело.

Впрочем, какие бы нововведения ни зрели в недрах МАРТ, первоочередными задачами на потребительском рынке все же являются контроль за обоснованностью цен и обеспечение населения необходимым ассортиментом товаров, в том числе первой необходимости. С этим нынче вроде полный порядок. А раз так, то можно и совершенствованием торговой отрасли заниматься, покупатель это тоже оценит.

nesterov@sb.by

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?