Коммивояжеры находят новые способы выкачивания средств

Покупатели набрались в стельку

Фильтры очистки воды, газоанализаторы, автоматы защиты электрооборудования, обслуживание окон ПВХ, ортопедические стельки… Спросите, что объединяет столь разные предложения на отечественном рынке товаров и услуг? Способ продвижения — напористый и навязчивый, сродни сетевому маркетингу, памятному нам по былым временам. После покупки сразу и не разберешь: то ли обвели вокруг пальца, то ли такой нынче двигатель торговли.

фото fb.ru

Вот уже несколько недель лихорадит Докшицкий район Витебской области. По региону катком прошлись продавцы ортопедических стелек. В школах и детских садах побывали коммивояжеры, вызвавшие целую бурю вопросов. И ведь было чем озадачиться.

Представители частной фирмы появились в учреждениях образования с благой целью, двигая, судя по всему, собственный проект “Страна без плоскостопия”. С родителей легко собрали подписи — кто же откажется от дополнительной диагностики? И вперед. Схема действий не обременена сложностями: представитель фирмы делает отпечаток стопы ребенка, потом компания обзванивает родителей с вестью о том, что плоскостопие уже есть или вот-вот разовьется, после почтой высылают стельки стоимостью 30 рублей. Но такая простота подкупила не всех. Нашлись родители, которые захотели увидеть заключение ортопеда, и звонки сразу же прекратились. Еще одна мама, знающая толк в специальных стельках, получив продукцию настойчивой фирмы, поделилась с местной газетой негодованием:

— Когда открыла посылку — схватилась за голову. Вместо ортопедических стелек там лежали две пары анатомических, причем подозрительного вида.

Оказалось, Докшицы не первые и не последние в этом марафоне “здоровой инициативы”. Такой же осадок продавцы стелек оставили в Слониме, Слуцке, Витебске. В прошлом году подняли волну возмущения в Гомеле. Разобраться, что за специалисты кочуют по местным школам, решил гомельский врач-ортопед Алексей Козик. Своими впечатлениями специалист поделился в соцсетях:

— В гимназии, где учится мой сын, прошел “осмотр” детей какими-то людьми... В классе больными оказались 90 процентов детей. Мне стало интересно, что же за медицинская компания проводит такие осмотры? И главное, как? Какие специалисты к этому причастны? Я попросил родителей детей, пришедших к нам на прием, показать стельки. Качество ужасное. Ни о какой индивидуальности речи не идет! Человек, который изготавливал это “изделие”, не видел ножку ребенка! За 3 месяца  мы осмотрели более 30 детей, попавших ранее к псевдоврачам, и не нашли ни одного подтвержденного диагноза.

Или вот еще случай. Трагедия в российском Магнитогорске, где 31 декабря прошлого года из-за взрыва бытового газа обрушился подъезд и погибли люди, аукнулась и в Беларуси. По городам и весям тотчас заколесили представители фирм, предлагающих газовые анализаторы. В Гомеле с такими коммивояжерами пересекся пенсионер Павел Сергеевич Алексенко, который после странного визита решил позвонить в редакцию:

— Так и не понял, кто это был. Сначала подумал, что государственная организация. Молодой человек представился работником газовой службы контроля. Посмотрел вытяжку, вентиль на трубе. И удивился, что у меня не установлен газовый анализатор. Сказал, что теперь это обязательно. Но меня смутила цена прибора — 190 рублей. И это еще со скидкой как пенсионеру. А полная стоимость — 590 рублей. Я отказался. Но, скажите, неужели и вправду теперь это обязательно? По радио о таком не слышал, в газетах не читал.

Начали разбираться. В производственном унитарном предприятии “Гомельоблгаз” заверили, что никакой обязательности нет. Да, с точки зрения безопасности можно подобрать и установить прибор, который будет извещать об утечке газа. Но и здесь следует подходить профессионально и индивидуально. В квартире нужно одно оборудование, в доме, где печное отопление, совершенно другое. Однако стоимость подобных приборов далека от космических сумм, которые называют распространители. В Гомельском комбинате противопожарных работ РГОО “Белорусское добровольное пожарное общество” показали ценники предлагаемых заводских вариантов: от 26 рублей 50 копеек до 58 рублей.

Незваные торговцы оставили свой след и в Лоеве. Правда, сюда нагрянули распространители фильтров очистки воды, которых в больших городах уже давно не жалуют. Под их “прицелом” также оказались старики. По словам очевидцев, молодые люди в деловых костюмах козыряли какой-то государственной программой, оказанием помощи пенсионерам и инвалидам, обязательностью установки приборов. Одна из горожанок — 68-летняя Анна Степановна — так пересказывала эту встречу:

— Спрашиваю, на каких условиях ставится это оборудование — бесплатно или за деньги? Но в ответ: “Заполним документы, все расскажем”. Пришел какой-то мужчина с коробкой, повозился под раковиной. Мне протянули бумаги, показали, где ставить подпись. А потом говорят: “Все, будете пить чистую воду, несите деньги — 38 рублей”. Помню, растерялась. Как же так? Разговора об оплате не было! Ладно, решила, сумма небольшая. До пенсии дотянем. Принесла 40 рублей. И тут услышала: “Вы что принесли?! Не 38, а 380!” Объясняю, что это полторы мои пенсии, что нет у меня таких денег. А они крик подняли, начали угрожать, что сейчас же поедут в милицию, напишут в прокуратуру, суд. Поверьте, у меня голова пошла кругом!

Многочисленные проверки этих и других компаний, на которых потоком льются жалобы, показали, что практически все они работают легально. Их представители действительно стучат в двери покупателей, но ведь закон не запрещает такой вариант продвижения товара.

И действуют фирмы весьма грамотно. Практически во всех случаях правильно составляют договоры, ставят нужные подписи, выдают квитанции об оплате за услугу и товар. То есть документы оформляются безукоризненно, с добровольного согласия клиента, без юридических пробелов. А коль один продал, а второй — купил, какие могут быть вопросы?

Но почему тогда остается мутный осадок, словно не приобрел, а лишился? Быть может, из-за фона неприкрытых манипуляций, которые балансируют на грани обмана, недосказанности и двусмысленности. Например, полюбившиеся распространителям слова “государственная программа” и “обязательность”. В реальности ничего подобного нет. Но эти вкрапления в рекламную речь, рассчитанную первым делом на пожилых людей, законопослушных по природе своей, служат для них как руководство к действию. Считать это игрой слов или обманом? Почему названия фирм, занимающихся сбытом подобного товара, зачастую созвучны с государственными организациями, работающими в этой же сфере? Случайное совпадение или тонкий психологический расчет?

Да и тот факт, что целевая аудитория, которую без устали таранят распространители чудо-продукции, четко очерчена: пожилые, инвалиды и родители дошкольников и школьников. Первые доверчивы, вторые беспомощны, третьи ради здоровья ребенка отдадут последнее.

Позволительна ли такая агрессивная торговля, даже если документы в полном порядке и сделка формально не вызывает правовых вопросов? На мой взгляд, средства, которыми достигается цель, тоже имеют значение. Торговля — это не отъем денег, а продажа того, что нужно покупателю. И те бизнесмены, кто этой разницы не чувствуют, все-таки должны нести ответственность.

КОМПЕТЕНТНО

Виталий Пристромов, официальный представитель УВД Гомельского облисполкома:

— В случаях, когда речь идет о правовых отношениях “продавец — покупатель”, важно, чтобы пожилые люди не подписывали документы, не посоветовавшись с родными или социальными работниками, если живут одни. Когда договор оформлен юридически правильно, сделка совершена, зачастую остается единственный путь — обращаться с иском в суд о защите своих интересов. Однако, обращаясь к пенсионерам, все-таки настоятельно советуем: при визите незнакомцев, выдающих себя за представителей торговых компаний, стоит сделать звонок в милицию. Возможно, это просто продавцы. Но могут быть и мошенники.

draluk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter