VII Экспортный форум «Беларусь молочная»: встречи, презентации, мнения, оценки и прогнозы

Покупатели и рынки: на любой вкус

Три дня в фойе и конференц-залах столичной гостиницы «Беларусь» было необычайно оживленно: здесь обсуждали состояние и перспективы отрасли участники VII Экспортного форума «Беларусь молочная». О производстве молока и поставках на внешние рынки рассказали заместитель Премьер-министра Александр Субботин и министр сельского хозяйства и продовольствия Иван Крупко. Своими взглядами на актуальные вопросы поделились руководители и топ-менеджеры отечественных и зарубежных предприятий, потенциальные покупатели, мировые аналитики и представители науки. Молочный форум собрал свыше 400 участников из 12 стран.


Экспорт молочной продукции начинается с сырья. Молока в стране с каждым годом получают все больше за счет роста продуктивности коров при сохранении на протяжении последних лет их численности на уровне 1,4 миллиона. За минувшую пятилетку его валовое производство выросло более чем на 10 процентов, в 2020-м достигли 7,8 миллиона тонн. По итогам нынешней планируется получить 9,2 миллиона тонн.

Для успешного экспорта не только важна работа специалистов по внешнеэкономической деятельности, но прежде всего необходимо достаточное количество и высокое качество молока. Для этого, пояснил начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок, переработчики активно сотрудничают с производителями сырья. Сфера их забот — от заготовки кормов до контроля за работой доильного оборудования и здоровьем коров.

Заместитель Премьер-министра Александр Субботин (справа) и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей БОГДАНОВ на форуме.

Вот лишь некоторые примеры. 70 процентов в общем объеме производства ОАО «Савушкин продукт» занимает экспорт. Как отметил в беседе с обозревателем «СГ» гендиректор предприятия Александр Савчиц, для увеличения выпуска молочной продукции и ее зарубежных поставок необходимо инвестировать в развитие сырьевой зоны. У них 155 сельхозпредприятий! В техническое обновление и реконструкцию ферм акционерное общество в нынешнем году вложило 44 миллиона рублей, что позволяет получать высококачественное молоко: 96 процентов — высшего и сорта экстра, причем последнего — 76 процентов. В цехах лучшее мировое оборудование, в обновление которого за последние три года вложено 500 миллионов рублей.

С учетом того что полностью обеспечен внутренний рынок, весь дополнительный объем производства направят на экспорт, заявил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов. Если в 2020 году молочной продукции продано за рубеж на 2,4 миллиарда долларов, то в 2025-м объем поставок превысит 3 миллиарда, а к 2030-му дойдет до 4 миллиардов.

На форуме «Беларусь молочная».

Успехи Беларуси на международном рынке без преувеличения можно назвать феноменальными: производя 1 процент молока в мире, наша страна занимает долю в мировой торговле молоком 6 процентов. За прошлый год продано за пределы респуб­лики 4,8 миллиона тонн продукции в пересчете на молоко. Это четвертая позиция на планете после ЕС, Новой Зеландии и США. 

За минувшую пятилетку сделан крен в сторону увеличения производства и экспорта более доходных молочных продуктов. Например, производство сыров и творога увеличено в полтора раза. Практически вся прибавка ушла на зарубежные рынки. За прошлый год экспортировано 230 тысяч тонн сыра и 45 тысяч — творога, а вот экспорт сухого молока за пятилетку снижен за счет целенаправленного уменьшения производства сухого цельного. Этот товар стал не таким выгодным, поэтому освободившиеся объемы сырья переориентированы на выпуск более маржинальной продукции, такой, например, как цельномолочная. 

В целом за пятилетку экспорт молочной продукции в денежном выражении вырос на 38 процентов. Вдвое расширилась география: если в 2015-м зона интересов — 29 стран, то в прошлом году уже 58. По итогам восьми месяцев экспорт молочки увеличился на 6,4 процента. Развиваются все рынки, но основной драйвер — Азиатский регион: поставки только в Китай выросли на 87 процентов. 

Алексей Богданов критически отозвался о продажах в Африку: здесь недоработки, тем не менее этот рынок очень интересный, перспективный, а потому на нем стоит работать активнее. 

В Европейский союз из-за высоких таможенных пошлин экспортируем молочной продукции немного. А вообще, в мире есть страны с низкой и высокой тарифной защитой. Всем маркетологам надо их хорошо знать и учитывать это в своей работе.

Работницы ОАО «Лунинецкий молочный завод» Анастасия СВИБОВИЧ и Наталья БОБКОВИЧ демонстрируют продукцию из молока А2.

В дискуссиях на форуме не раз обращалось внимание на необходимость диверсификации внешних поставок. Да, Россия была и останется главным покупателем, но по мере роста производства молока надо искать новые рынки. Например, ОАО «Савушкин продукт» добралось уже не только до Китая, но и до Филиппин, Японии. На карте поставок ОАО «Лунинецкий молочный завод» за прошлый год обозначены Египет, Ливия, Сирия, Бангладеш. Директор предприятия Сергей Карпец заявил «СГ»: надо постоянно расширять ассортимент, предлагать своему и зарубежному покупателю новые товары. В этом году освоен выпуск премиального продукта — молока А2 с уникальным белковым составом, который подойдет человеку, имеющему побочные эффекты от употребления обычного. Для получения новой продукции из-за рубежа скот не завозили (у предприятия есть своя ферма), исследовали всех коров. Оказалось, что у двух рядом стоящих и внешне похожих животных могут быть различные ДНК. Выделили тех, которые дают молоко А2, и стали производить продукцию из него на отдельной линии. 

Зарубежные специалисты в целом высоко оценивали уровень развития белорусской молочной отрасли, но и высказывали предложения по ее дальнейшему развитию. 

Руководитель одной из польских компаний Петр Згужинский отметил значительный прогресс в работе белорусских сыроваров за последние 20 лет. Они сейчас на уровне лучших европейских компаний, что связано в том числе с улучшением качества сырья, производимого в сельхозпредприятиях. Вместе с тем, совершенствуя технологию производства молока и готовой продукции, следует помнить и об экономической стороне вопроса, основательно считать расходы, доходы и прибыль. Такие же подходы нужны и при экспорте товаров.

Беларусь ассоциируется у россиян с потрясающим качеством продуктов питания, но белорусские производители проигрывают российским (которые чаще выпускают худшие товары) в искусстве их продвижения на рынок. В связи с этим нашим предприятиям следует активнее изучать его специфику, отметил известный эксперт рынка генеральный директор Retail4You Сергей Лищук. 

Размышляя о продаже сыра, специалист пояснил: его производителям надо думать не о том, что удобно им, а учитывать предпочтения торговли и потребителей. Постепенно уходят в прошлое времена, когда сыр нарезался из большой головки. Сейчас она должна быть 1—1,25 килограмма, чтобы быстро делилась на пять примерно равных кусков. Однако российские торговые сети все чаще просят сыр, фасованный небольшими порциями прямо на предприятиях, причем упаковка должна быть броской и узнаваемой. 

Эксперт высказал и такое пожелание. Многие марки сыра — своеобразные визитные карточки различных стран. И хотя в Беларуси их тоже выпускают, но нужна та, которая будет ассоциироваться именно с нашей страной. Еще лучше, если несколько. Чтобы любили, узнавали и активно покупали. 

Деловая программа форума «Беларусь молочная» была содержательной и интересной для самого широкого круга специалистов. Живой интерес у участников вызвали мастер‑классы от известных маркетологов, практический экспортный опыт оте­чественных производителей, аналитические доклады, посвященные перспективным рынкам. Также было много неформального общения и оживленных дискуссий.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter