Покупателей заманивают в сети

Рынок интернет-ретейла Союзного государства, несмотря на кризис, развивается динамично
Семейный карман после ослабления российского рубля из-за роста цен опустошается быстро. Зарплата не догоняет инфляцию. Хочешь не хочешь, нужно искать побочные заработки. Специалисты утверждают, что рынок интернет-торговли самый перспективный для тех, кто ищет работу. Впрочем, как и для тех, кто хочет что-то купить – быстро и дешево. 

– Ежегодно он растет на 20–25%, – утверждает глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. – В прошлом году он составлял 10 миллиардов долларов, а в нынешнем может быть уже 13 миллиардов.



Оплата онлайн в копеечку не влетает

Негоцианты из торговых центров давно точат зуб на онлайн-продавцов.

– Отключить бы все эти компьютеры и запретить интернет, – пожаловалась корреспонденту «СВ» продавщица на одном из рынков Москвы.

По ее словам, если раньше на продажах одежды она еще как-то зарабатывала, то сегодня клиентов стало совсем мало. Даже ассортимент пришлось изменить. Больше она закупает товаров для лиц предпенсионного и пенсионного возраста, которые в интернете покупать не привыкли. 

– Мужчина зашел, посмотрел бритвы, сказал, что в интернете дешевле, только настроение мне испортил, – говорит Михаил Марченко из соседнего павильона.

Большинство аналитиков сходятся в едином мнении – рынок электронной торговли продолжит рост. Если в Москве и Петербурге конкуренция уже слишком высока, то регионы толком не охвачены.

В минувшем году аудитория российского интернета оказалась самой крупной в Европе, превысив 80 млн человек. При этом количество активных пользователей, согласно данным исследования PayPal и Data Insight, составляет 60–65 млн: 40 млн из них совершали онлайн-покупки и 25 млн осуществляли онлайн-платежи. Половина из этого числа совершала оплату при помощи мобильного устройства.

– Рынок будет продолжать расти, поэтому начинать бизнес в сети никогда не поздно, – говорит исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.


В онлайн-магазинах пока свободно можно разработать тюнинг авто, но саму машину купить нельзя

За минуту сайт не создашь

Если в России все понятно, то интересно, что происходит в Беларуси. Можно ли россиянину там открыть бизнес?

Набираем первый попавшийся белорусский сервис, на котором написано, что создать интернет-магазин можно за одну минуту. На телефонный звонок отвечает молодой человек по имени Андрей.

– Сколько стоит открыть интернет-магазин и есть ли какие-то препоны для россиян?

– Ничего сложного. Но первым делом вам нужно приехать к нам и зарегистрировать ИП или юридическое лицо. Законы у нас строгие, поэтому делать все будем официально.

– Не нравится мне эта бюрократическая волокита, – говорю, – придется месяц по чиновникам околачиваться, да еще в гостинице жить.

– Не переживайте, – отвечает Андрей, – у нас все проще, за четыре дня все зарегистрируете. 

– Ну допустим, зарегистрировался, а магазин-то сколько стоит будет? Мне по минимуму, я ведь не олигарх.

– Сам магазин, включая платежную систему единого расчетного и информационного пространства, от 900 долларов.

Ликбез по электронной коммерции показал, что просто открыть магазин сегодня недостаточно. Нужно постоянно продвигать свои товары, а для этого опять же нужно платить, причем деньги немаленькие. Собеседник по имени Андрей предложил положить ему зарплату, «всего-то» 300 долларов в месяц. Взамен обещал сделать рекламу в сети и раскрутить мой сайт.

– Ну а прибыль-то когда пойдет? – грустно подсчитываю свои вложения.

Ответ был туманным. Получалось, что если дела с рекламой и с продвижением пойдут хорошо, то первые копеечки начнут сыпаться в мой кошелек только через три месяца. И это только при условии, что мой товар уникальный и у него самая привлекательная цена на рынке.

Еще в 2006 году в Беларуси было зарегистрировано всего 380 интернет-магазинов. Сейчас их уже 17 тысяч. Среднестатистический пользователь интернет-магазина в Беларуси – это молодой человек от 20 до 30 лет. Чаще всего это менеджеры, делающие заказы из офиса. 

Как рассказал руководитель проекта 21vek.by Сергей Вайнилович, в Беларуси благодаря проникновению интернета в регионы растет доля покупателей старшего возраста.

– Люди среднего и старшего возраста оценили преимущества покупки в сети. Этот клиент требовательный, он заставляет отрасль развиваться. 



Прямая речь

Все под контролем

Ирина Наркевич, заместитель министра торговли Беларуси:

– На данный момент рынок электронной коммерции в Беларуси находится на стадии активного роста. По сравнению с началом года количество интернет-магазинов увеличилось почти на 47%. Прорабатывается вопрос о разрешении продажи через интернет-магазины ювелирных изделий производителями, а также продукции для питания спортсменов при наличии торгового объекта. Интернет-торговля находится под постоянным контролем Минторга.

В этом году составлено 130 протоколов за нарушение правил торговли населению. Судами применены штрафные санкции на сумму 49,5 миллиона, что в 2,3 раза больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, отметила замминистра.

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по экономической политике:

– Быстрое развитие сегмента интернет-торговли диктует необходимость совершенствования законодательного регулирования этого рынка, в том числе для снижения числа претензий граждан.

В сфере регулирования интернет-торговли накопилось много вопросов, которые необходимо обсудить, чтобы прийти к принятию решений на законодательном уровне – это могут быть предложения по изменению таможенного, налогового законодательства, совершенствованию нормативной базы для защиты прав потребителей. Нужно также обеспечить безопасность товаров, которые поставляются в Россию. Государство от развития интернет-торговли должно получить плюсы в виде пополнения бюджета и возможностей наращивания экономического потенциала.

Тем временем

На покупки в интернет-магазинах пошлины не ввели

Но к этому вопросу еще вернутся.

Совет Евразийской экономической комиссии предложил обложить пошлинами товары, купленные физлицами в иностранных интернет-магазинах.

Cейчас россияне могут ежемесячно покупать в зарубежных интернет-магазинах товары без уплаты пошлины на сумму до тысячи евро и весом до 31 кг. ЕЭК намеревалась ввести таможенные платежи на товары стоимостью более 150 евро. Также предлагалось снизить общий вес посылок, не облагающийся пошлиной, до 10 килограммов в месяц.

Однако идея не нашла поддержки. На заседании ЕЭК, прошедшем в понедельник, решение по снижению порога беспошлинной интернет-торговли принято не было. Первый замминистра экономического развития России Алексей Лихачев сообщил, что этот вопрос еще раз рассмотрят 2 декабря.

Дмитрий НЕРАТОВ

d.neratov@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter