Продажи отечественных товаров пошели на снижение

Покупатель выбирает каждый день

Товаров в рознице продается все больше. Однако удельный вес белорусских пошел на снижение...

Торговые сети активно разрастаются. Открывают магазины в маленьких городах, где еще вчера как умела правила бал кооперативная торговля. Сетевики, особенно с иностранным капиталом, раз уж пришли, не собираются сбавлять обороты. С одной стороны, Министерство торговли это радует. Без развития сетевого ритейла ведь никак не достичь норматива обеспеченности граждан торговой площадью. Но есть и обратная сторона прилавка.


Товаров в рознице продается все больше. Однако удельный вес белорусских пошел на снижение. За первое полугодие — на 3,3 процента. За январь — июль доля продажи отечественных товаров в рознице составила 71,7 процента. И если белорусские продукты пока по частоте покупок заметно обгоняют импорт, то с непродовольственными товарами картина другая. Здесь уже почти 50 на 50. Министр торговли Валентин Чеканов на недавней встрече с менеджерами крупных торговых сетей не скрывал своей озабоченности по этому поводу.


В магазинах крупных компаний, по мнению министра, по–прежнему недостаточно товаров отечественного производства. В лучшем случае их доля доходит до 60 процентов. Позиция Минторга, озвученная Валентином Чекановым, такова:


— Мы все равно будем настаивать на том, чтобы вы (ритейлеры. — Прим. авт.) продавали и выкладывали преимущественно отечественный товар. Я не сказал, что не надо импортного, но приоритет должен быть у белорусского производителя.


Как рассказал министр, мониторинги торговой инспекции постоянно выявляют в магазинах крупных сетей факты необоснованного импорта, а также дискриминации товаров, произведенных в Беларуси. Имеется в виду недостаточное выделение торговых площадей для них, размещение на нижних или верхних полках.


Борьба за место между импортным и своим началась не вчера. И подобные заявления из уст чиновников до этого звучали неоднократно. Не спорю с тем, что своим производителям надо помогать. Но перекладывать на государственные плечи заботу отделов сбыта и маркетинговых служб конкретных производителей тоже не стоит. С недобросовестными формами конкуренции, в частности «серой» платой за полки, законопроект о госрегулировании торговли, принятый в первом чтении, обещает покончить раз и навсегда. А в остальном ведь все законно...


Почему крупные торговцы зачастую отдают предпочтение импорту? Думаю, дело не только в потребительских вкусах и стереотипах — они–то со временем способны меняться. Наверняка иностранные производители и крупные оптовики готовы предложить рознице более привлекательные условия поставок. За счет объемов, гибкой ценовой политики. Наши же к этому привыкают медленно. Пора бы проанализировать, почему, к примеру, российский или литовский шоколад, выставляемый на полках супермаркетов, может стоить дешевле отечественного. Несмотря на транспортные и прочие расходы. А пробовать ограничивать количество импортного на полках лишь административными методами, уверен, бесполезно. Хотя бы потому, что, вступив в Единое экономическое пространство, мы, по сути, отказываемся от «гражданства» собственной продукции. Это же касается товаров из России и Казахстана. Если она выпущена в обращение на единой таможенной территории, ее уже некорректно будет называть ни своей, ни импортной. И от усиливающейся конкуренции никуда не денешься. Как не сдавать позиции? Это задача для производителя. Торговля же цепкая — себя никогда в обиду не даст.

 

Советская Белоруссия №172 (24309). Пятница, 13 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter