Покупатель стал еще «правее»

Что дала нам третья редакция Закона «О защите прав потребителей»?

Покупатель стал еще «правее» благодаря новой редакции Закона «О защите прав потребителей»

Именно так будет называться наша обновленная ежемесячная рубрика. Теме защиты прав потребителей «Р» уделяла и уделяет пристальное внимание, но наши познания в этой области хотя и растут, но не так быстро, как хотелось бы. Ведь каждый день преподносит нам все новые головоломки и ребусы в этой непростой сфере взаимных отношений. Например, между покупателем, продавцом и производителем. И не всегда мы знаем, куда обращаться, как отстоять свои законные, но нарушенные права. Поэтому редакция решила восполнить этот пробел. Поговорим в рамках рубрики мы и о так называемом потребительском экстремизме. А наполнять ее своими вопросами будете вы, наши дорогие читатели. Напомним, что в стране практически равнозначно работают две системы защиты прав потребителей – государственная и общественная. Мы начнем с первой. Ведь белорусские потребители защищены законодательством на протяжении уже 17 лет. 16 января 2009 года вступила в силу очередная, третья редакция Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Прошло почти два года. Что нового он дал нашим покупателям? На эти и другие вопросы отвечает начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ирина Барышникова.

— Так куда обращаться обиженным покупателям, права которых нарушены? Какой алгоритм действий подскажете?

— На первоначальном этапе — к продавцу, в торговую точку, к хозяину. Желательно с письменной претензией, если на словах спор не разрешается. Потом можно к администрации рынка или торгового центра. Не получается найти компромисс? Пишите заявление в отдел торговли и услуг местной администрации, то есть в райисполком или горисполком, где имеются уполномоченные по защите прав потребителей. Можно в аналогичное общественное объединение. Последняя инстанция – суд.

— Ирина Николаевна, какие бонусы получили покупатели в связи с тем, что вступила в силу новая редакция закона?

— Большие и значительные. Новая редакция закона – это не революция, а дальнейшее совершенствование нашего законодательства, которому нет предела и которое, действительно, на руку прежде всего потребителю, который и так прав, значит, станет еще «правее». И нам стало проще работать.

Отныне все, что касается безопасности жизни, здоровья и имущества самого потребителя, касается и безопасности его наследственности. К примеру, потребитель имеет право знать, относится ли товар к тем, что оказывают негативное влияние на его потомство. Например, генетически модифицированный продукт. Таким образом, закон проявляет заботу не только о тех, кто пользуется товаром сегодня, но и об их потомстве.

— Знаю, что круг ответственных перед потребителем лиц значительно расширился…

— В самом деле. Прежняя редакция закона предусматривала ответственность перед потребителем только со стороны продавца, исполнителя и изготовителя. Нынешняя же версия добавила сюда ремесленников, лиц, торгующих на рынках или в иных местах не более 60 дней в году, лиц, оказывающих услуги агроэкотуризма, а также гарантийных мастерских. Кстати, последние несут ответственность не только за качество, но и за сроки исполнения работ и услуг.

— Чем еще можно нас порадовать?

 — Покупатели получили право и сполна его уже используют обменять или вернуть качественный товар в течение 14 дней с момента его приобретения. И выбор – вернуть деньги или заменить товар — остается за нами, покупателями. Правда, должны соблюдаться дополнительные условия. Это если товар не находился в употреблении, его потребительские свойства сохранены, а потребитель располагает доказательствами приобретения товара у данного продавца. То есть необходимо наличие чека или других документов и доказательств покупки, о которых мы говорим постоянно. Сравните преимущества: раньше вернуть деньги можно было только при условии, что обменять товар не представлялось возможным.

— Что говорить, продавцам всегда нелегко расставаться с полученными деньгами…

— Обрадую: теперь уплаченные за товар деньги возвращаются немедленно. Если сделать это не представляется возможным, то имеется максимальный срок для удовлетворения требования — не более 7 дней. В противном случае продавец будет вынужден заплатить неустойку за каждый день просрочки от суммы покупки. И еще. С
16 января 2009 года потребитель без проблем для себя и своего кошелька может возвратить некачественный товар продавцу, изготовителю, поставщику, представителю даже без потребительской тары.

— Нередко, покупая вещи на рынках или через Интернет, мы сталкиваемся с ситуацией, когда продавец «от фонаря» называет гарантийный срок в основном на импортный товар: две недели, месяц, полгода…

— В настоящее время такая самодеятельность не проходит. Действует гарантийный срок на товар, производимый за пределами Беларуси, но не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством страны для аналогичных товаров, производимых на территории республики. При этом изготовитель или поставщик обязан обеспечить ремонт и обслуживание ввезенного технически сложного товара. А также предусмотреть и осуществить выпуск и поставку запчастей в торговые и ремонтные организации в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня продажи.

— Что говорит закон о сроках по устранению недостатков и возмещению убытков?

— Требования к ним ужесточились. Если продавец нарушил сроки исполнения обязательств по договору с предварительной оплатой товара, а потребитель потребовал возврата суммы предоплаты и полного возмещения убытков, то эти требования подлежат удовлетворению немедленно либо в течение 7 дней, если продавец не докажет, что нарушение сроков произошло не по его вине. В свою очередь продавец теперь вправе потребовать от изготовителя или поставщика заменить товар ненадлежащего качества, возвращенный потребителем, а также возместить убытки, понесенные в связи с восстановлением нарушенного права потребителя. Вот вкратце таковы основные изменения, которые успешно работают на практике.

— Ирина Николаевна, и последний воп­рос. Документ серьезно усложнил жизнь продавцам и производителям. Не появятся ли у нас так называемые потребители-экстремисты?

— Этот закон в полной мере защищает права и продавца, и изготовителя, и поставщика. Добавлю, что возвраты в магазины новой качественной бытовой техники с уже отмеченными паспортами о продаже и гарантийными талонами – не наш случай защиты прав потребителей, а, скорее, ажиотажный, спекулятивный. И даже выдумки типа «не подходит по габаритам» не проходят. Надо просто тщательно производить замеры. Здесь неправы уже покупатели.

Но, на мой взгляд, у нас нет такого воинственного явления, как потребительский экстремизм. Есть просто грамотные потребители, которые умеют отстаивать свои законные права. Правда, иногда чересчур. Но в то же время имеются и неграмотные продавцы, которые не знают, как разрешить спор с покупателем.

---------------------------------------

Чем недовольны покупатели чаще всего?

Качеством обуви. По словам заместителя министра торговли Ирины Наркевич, курирующей в этом ведомстве и защиту прав потребителей, именно на обувь больше всего жалоб поступает в Минторг и уполномоченным по правам потребителей в райисполкомы.

На втором месте в этом своеобразном антирейтинге одежда, на третьем — телефоны. Следом идут товары для детей и технически сложные товары.

Среди услуг больше всего претензий вызывает медицина, оттеснившая на второе место даже жилищно-коммунальные услуги, на которые раньше вечно жаловались. Тройку черного списка замкнули услуги транспорта. Немного «подтянулись» строительная, туристическая и образовательная отрасли.

Замминистра считает показательным тот факт, что на повседневные продукты питания жалобы стали поступать реже, хотя покупаем мы их почти каждый день. Значит, или качество стало лучшим, или потребители стали грамотнее и могут разобраться в проблеме на месте. 

---------------------------------------

Подсказка

— Куда еще можно обращаться, кроме уполномоченных по правам потребителей и общественных объединений?

— В отделы защиты прав потребителей и контроля за рекламой, бытового обслуживания и потребительского рынка, центры гигиены и эпидемиологии, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Белорусский государственный институт метрологии и, наконец, в Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter