Покупатель словам не верит

Не желаете ли напоить ребенка соком, срок годности которого истек 110 дней назад? Не откушаете ли цыпленка варено–копченого, залежавшегося в витрине дольше положенного на 68 суток? 11–месячного теста, 15–месячных сливок — не угодно?.. Клюквы с сахаром двухгодичной несвежести?..

Не желаете ли напоить ребенка соком, срок годности которого истек 110 дней назад? Не откушаете ли цыпленка варено–копченого, залежавшегося в витрине дольше положенного на 68 суток? 11–месячного теста, 15–месячных сливок — не угодно?.. Клюквы с сахаром двухгодичной несвежести?..


Подобных рекомендаций в сельских магазинах вы, конечно, не услышите. Но негодный продукт вам, весьма вероятно, продадут. Потому что хотят продать! Иначе не держали бы его неделями и месяцами практически в каждом магазине. «К вам стыдно заходить!» — этот упрек председатель Комитета государственного контроля Минской области Владислав Цыдик адресовал всем без исключения руководителям районной потребкооперации, приглашенным на коллегию.


Шестимесячная проверка сельской торговли (практически всех магазинов, которых в районах области многие сотни!) явила нерадостную картину. Нарушения — массовые, системные, то есть повсеместные. О скудном ассортименте и невзрачном облике магазинов и говорить не приходится.


Цифры говорят, что доля государственной и кооперативной торговли в товарообороте области только с 2005 по 2007 год упала вдвое! Резко снизилось и число магазинов. При том, что частная торговля, напротив, показывает стабильный рост товарооборота и числа торговых точек. Куда и предпочитают идти покупатели.


На коллегии звучали очень жесткие оценки. В свою очередь, руководители районного звена в один голос жаловались: зарплаты у продавцов маленькие, с кадрами проблема, оборотных средств не хватает... Поэтому и ветшают магазины, и работают по полдня. Мы, мол, годами выполняли социальную функцию, держали магазины в каждой деревушке, где надо и где не надо, разучились считать...


Что верно, то верно! Но любопытен короткий диалог В.Цыдика с представителем Вилейского райпотребсоюза. «Сколько людей у вас в штате?» — «Всего — 59, в торговле — 27». — «А сколько магазинов?» — «Всего — 107, в райцентре — 10».


Итак, в пешеходной досягаемости, буквально под носом у 27 торговых управленцев Вилейки, — 10 магазинов. Почти по три начальника на торговую точку! И что же?


В магазине № 53 ЧУП «Сунiчка–торг» выявлено 11 наименований продуктов (колбасы, молочные изделия, печенье, зефир...) с истекшим сроком годности — до 146 суток! Магазин № 6 УП «Ромашка»: 13 наименований мясных продуктов с превышением срока годности до 130 суток. Магазин «Асалода»: наименований меньше (7), зато каков срок «второй свежести» — до 9 месяцев!


Выступавший с докладом заместитель главного санитарного врача области Алексей Долгин посетовал: прежде несвежие и негодные продукты можно было уничтожать тут же, в присутствии проверяющего. А сейчас приходится ограничиться актом и далее полагаться на добросовестность торговцев. А те нередко... перевозят сомнительный продукт в другой магазин.


Так что же, сопротивление конкурентам бесполезно, сельские магазины в безнадежном положении?..


Если бы государство махнуло рукой на потребкооперацию, то не было бы проверки и коллегии, на нее не пригласили бы ответственных лиц всех райисполкомов и заместителя председателя Миноблисполкома Александра Ермака. А вопрос повестки дня не звучал бы так: о выполнении поручения Президента по организации торгового обслуживания населения. И не была бы столь категоричной резюмирующая оценка: «Признать работу управления торговли и услуг Миноблисполкома, органов исполнительной власти на местах и облпотребсоюза неудовлетворительной». Близость профессионального праздника не стала смягчающим обстоятельством, напротив...


Сельская торговля остается одним из социальных приоритетов. Это написано в Госпрограмме возрождения и развития села и в Программе совершенствования деятельности потребкооперации. Обе имеют четкие временные рамки: 2005 — 2010 годы.


Жесткие оценки, будем надеяться, лучше сориентируют кооператоров, а предложенные меры дадут им нужные стимулы. В конце концов, потребкооперацию и в прошлом «хоронили» не раз. Но она помогла пережить трудные времена сельским жителям и выжила сама. Поэтому и встречали 5 июля выделенный даже в календарях День кооперации. Осталось пожелать, чтобы и посещение сельских магазинов для крестьян было событием если не праздничным, то всегда приятным.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter