Покупатель до суда доведет. Белорусы судятся из-за некачественных роуминга и наращивания ногтей.

Похоже, что мы стали лучше разбираться в своих правах и все меньше бояться их отстаивать. Количество дел о защите прав потребителей в судах за последние пять лет выросло более чем в два раза. К примеру, в прошлом году белорусские судьи рассмотрели 3 тысячи исков от потребителей. И в двух случаях из трех становились на их сторону. Корреспондент “НГ” побывала на пленуме Верховного суда и узнала, из-за чего судятся потребители и о чем спорят судьи.

Похоже, что мы стали лучше разбираться в своих правах и все меньше бояться их отстаивать. Количество дел о защите прав потребителей в судах за последние пять лет выросло более чем в два раза. К примеру, в прошлом году белорусские судьи рассмотрели 3 тысячи исков от потребителей. И в двух случаях из трех становились на их сторону. Корреспондент “НГ” побывала на пленуме Верховного суда и узнала, из-за чего судятся потребители и о чем спорят судьи.

К ногтю

Чаще всего недовольные потребители обращаются в суд по поводу расторжения договоров с недобросовестными продавцами или производителями товаров и услуг, некачественного выполнения работ и возврата уплаченных сумм, возмещения убытков. К примеру, поводом для обращения в суд может послужить плохое качество долевого строительства, роуминга, хостинга, стрижки и даже... нарощенных ногтей.
После принятия закона, защищающего права потребителей жилищно-коммунальных услуг, в суд начали подавать иски на коммунальные службы. Чаще всего люди судятся, чтобы возместить ущерб от залития квартиры, которое произошло по вине некачественной работы на водопроводных и канализационных сетях, из-за протекания кровли, а также от скачков напряжения в бытовой электросети и некачественной уборки двора.
Судьи отмечали, что покупатель нынче пошел требовательный. Случается, что размер штрафа и моральной компенсации, которую хочет получить обиженный гражданин, в десятки раз больше, чем ему обошлась та злосчастная покупка или услуга.
А был и такой случай. Владелец дорогого автомобиля решил обратиться в суд на последней неделе гарантийного срока, чтобы расторгнуть договор купли-продажи с автосалоном. Причиной стала неисправная форсунка. Причем все предложения продавца заменить товар владелец напрочь отметал. Покупатель рассудил так: раз в совершенно новом автомобиле произошла поломка, а гарантийный срок на него еще не истек, он сам вправе решать, хочет он его заменить либо вернуть деньги.
Однако, как напоминают судьи, в случае с дорогостоящим и технически сложным товаром это правило не действует. Из-за небольшой поломки его могут только обменять на новый товар, а деньги вернут при условии, что недостаток в нем можно назвать существенным. Эту норму специально ввели для того, чтобы у потребителей не возникало желания злоупотреблять своими правами.

Кредит доверия

О том, как следует решать споры, когда некачественный товар был куплен в кредит, мнения судей и специалистов других ведомств расходятся. Споры вызывает возврат процентов. Сейчас судьи трактуют нормы закона таким образом, что если некачественный товар был куплен в кредит, который предоставил не продавец, а банк, то покупателю вернут только стоимость товара. По своим обязательствам с банком он должен расплачиваться сам, ведь продавец к ним не имеет никакого отношения. Вроде бы все логично, но четкости в законодательстве на этот счет нет. Поэтому некоторые служители Фемиды высказывают мнения, что было бы справедливее, если бы продавец некачественного товара возмещал покупателю также сумму выплаченных процентов и банковской комиссии. Ведь покупатель пострадал не по своей вине, не говоря уже о том, что эти сложности могут подорвать доверие простых людей к кредитам.
Разные мнения высказываются и по поводу того, как быть с деньгами, которые недовольному потребителю довелось потратить на консультации и помощь юристов обществ, защищающих права потребителей. Считать их убытками или нет? Если это убытки, то ответчик их должен возместить потребителю. Но, как оказалось, действующие нормы законодательства не позволяют их причислить к убыткам, а значит, потребителю их никто не возместит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter