Покупатель, будь бдителен!

Монолог директора московского магазина мог с поразительной точностью быть вложен в уста любого белорусского торговца.
Монолог директора московского магазина мог с поразительной точностью быть вложен в уста любого белорусского торговца. К сожалению, бизнес не делается в белых перчатках и больше всего нарушений в тех магазинах, где зарплата продавцов низка и само предприятие балансирует на грани нулевой доходности. И если учесть, что среднестатистическая рентабельность в торговле сегодня где-то полпроцента, а официальные доходы работников в ней на 21 процент ниже общереспубликанских, то выводы напрашиваются сами собой. Покупатель должен быть бдительным, если хочет быть здоровым.

Как подтвердили директора нескольких коммерческих магазинов, даже на постоянного и годами проверенного поставщика товара нельзя положиться целиком и полностью. К сожалению, на отечественных предприятиях не редкость элементарное нарушение технологии приготовления пищевых продуктов. Например, получает магазин мясные консервы. По указанным на банке срокам - о спешной реализации их можно не беспокоиться несколько месяцев, а на самом деле - протухают за две недели. И девать их некуда, кроме как списать на убытки, то бишь вычесть из зарплаты всего коллектива - и продавца, и уборщицы.

Увы, поставщик далеко не всякий залежавшийся товар возьмет обратно. А если хотя бы за полцены, так и в ножки ему поклонишься. Потому приходится участникам торгового процесса "продавать" все и любыми способами. В ход идет расчет на невнимательность покупателя, нежелание его интересоваться сроками поставки колбасы, где только возможно, в упаковку вновь поступившей продукции незаметно упрятывается залежалая. Принесешь домой, вскроешь, чертыхнешься, но, усталый и измотанный после трудового дня, вряд ли пойдешь портить нервы и ругаться с продавцами.

Между тем есть вполне цивилизованный путь распродажи неходового товара - за несколько дней до исхода срока реализации снять торговую надбавку и продать дешевле. Но наши магазины очень редко этим пользуются - к чему им лишние убытки. А санстанция хоть и грозная организация и может за один визит выписать директору штраф на 150 тысяч рублей, но, например, в центре гигиены и эпидемиологии Заводского района Минска всего 6 санитарных врачей на 603 объекта торговли, включая киоски и лотки. Вероятность быть пойманным с поличным объективно мала.

Вообще, порой торговля - это клондайк всяческих хитростей и уловок. Как-то подслушала приватный разговор в электричке. "Пошла работать в магазин, - говорит одна, - зарплата маленькая, но, думаю, всегда есть шанс на неучтенный навар. И что ты думаешь, целый день обвешиваю и обсчитываю в свою пользу, а на выходе в лучшем случае пшик, а в худшем - сплошные недостачи. Мало того, что покупатели воруют, так и свои не гнушаются. В магазине же самообслуживание". По другим сведениям, нередко в магазины по накладной привозят одно количество товара, а продают многократно больше. Экспедитор и взявшие на себя риск торговые работники делят "наличку" между собой. А то, что свой товар потихоньку от хозяина реализуют, так это скорее практика, чем исключение, особенно там, где дисциплина послабее.

Что поделаешь, новые времена - новые проблемы, которые будут решены не раньше, чем общественные организации защиты прав потребителей станут мощной силой воздействия на бизнес. И хотя, я уверена, что в нашей торговле подавляющее большинство порядочных людей, проблем все же немало, и потому покупателям приходится быть бдительными...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter