Поколение «Бум». А где ваши 13 лет?

Поколение «Бум»

Традиционные февральские встречи одноклассников вышли из моды. Живое общение друзей все чаще превращается в виртуальное, а зловредный вирус этому активно способствует. Но у детских воспоминаний сладкий вкус. Где мои 13 лет? Славное время первой любви, скорее влюбленности, когда засматриваешься на девочку за соседней партой. С ней непременно хочется встретиться вне обыденности школьных стен и подальше от воспитательных взглядов. Но где найти уютное место, когда родительское око начеку? Назревает пресловутый конфликт поколений. В 13 лет непросто принять строгость родителей, но разве задумываешься в таком возрасте, каково это — в сорок‑пятьдесят погрузиться в мир своего стремительно взрослеющего ребенка? Легко и весело взглянуть на это с французской стороны. Хрестоматийная тема: отцы и дети под крышами Парижа, юная Софи Марсо, танцующая под музыку в мерцающем свете, первый поцелуй и первая сцена ревности… Фильму «Бум» исполнилось 40 лет. То, что когда‑то многие видели подростками, сегодня самое время пересмотреть глазами родителей, освежить впечатления, а может, вообще пережить историю, взирая на нее с опытом лет на другой стороне семейных баррикад.

Вся наша жизнь разыгрывается в зависимости от момента

Идеи не рождаются на пустом месте. Французская сценаристка Даниэль Томпсон, известная нам по популярным комедиям «Большая прогулка» и «Укол зонтиком», как‑то раз, неожиданно рано вернувшись домой, обнаружила, что ее дочь‑подросток без предупреждения организовала вечеринку друзей. Эта случайность вдохновила Даниэль на написание истории о современных подростках. Так ее дочь Кэролайн стала прототипом Вик Берретон, а вдобавок среди родственников отыскалась и колоритная старушка — родная бабушка Даниэль.

Успешным проектам благоволит провидение. Рыжеволосая Шейла О’Коннор уже имела небольшой актерский опыт, который вполне сгодился бы для главной роли. Однако в последний момент все перевернулось и ей достался лишь второй план — быть подружкой. Фортуна улыбнулась другой. 13‑летняя Софи Мопю, дочь шофера‑дальнобойщика и продавщицы небольшой лавки, решив немного подзаработать, поступила в рекламное агентство для детей и подростков. На красивую девушку обратила внимание Франсуаз Менидре, отвечавшая за кастинг, и предложила режиссеру Клоду Пиното взглянуть на новенькую. Пробы сложились удачно: юная Софи, как оказалось, не только вытянула счастливый билет в профессию, но и получила новую фамилию — Марсо. Крестным отцом псевдонима можно считать Клода Пиното, а мамой… карту Парижа, на которой режиссер предложил девочке поискать себе звучный псевдоним. Выбор пал на проспект Марсо, упирающийся в Триумфальную арку. По такой магистрали мимо славы не пройти.
«Бум» — история о простых истинах. Это кино о поисках любви. Вики ищет первую, родители — давнюю. Затерянную среди бытовых неурядиц, кризиса среднего возраста.
Фильм не открывает новых тем, просто лишний раз напоминает о том, как сложно вникнуть взрослым в подростковые проблемы. Когда твоему вчера еще ребенку уже не нужны куклы, а хочется выбраться на вечеринку, блеснуть перед сверстниками. Дочери необходимо внимание, а когда успеть? Своя жизнь летит стремительно. Работа, семейные проблемы… Легкость, с которой дебютировала Софи, опиралась на грустный личный опыт. Когда девочка училась в третьем классе, отец бросил семью ради другой женщины. Такой крутой поворот стал для ребенка тяжелым ударом. Несмотря на то что отец и ранее частенько пропадал по командировкам, а расставшись с домом, по‑прежнему тесно общался с ней, Софи замкнулась в себе, забросила учебу, и лишь перспективы попробовать себя в модельном бизнесе вернули вкус к жизни.

Мы чувствуем так, как взрослые. Так почему нельзя делать то же самое?

Это взрослым кажется, что в 13 лет жизнь только начинается. На самом деле внутренний мир уже полон чувств и переживаний, при этом еще более нежен и раним. Девочки мечтают о комплиментах, знаках внимания, которые можно будет демонстративно проигнорировать, а в глубине души ждут первых поцелуев. Совсем юная Марсо играла саму себя. Вик, ее героиня, — ровесница, загруженная подростковыми проблемами, каждая из которых, кажется, имеет вселенский характер, готова отдать все силы на поиски первой любви. Из‑за этого волнительные ожидания, как примут в новой школе, заметят ли мальчики, пригласят ли на вечеринку. А тут родители с традиционным набором скучных вопросов: где, когда, с кем, до какого часа? Разве праздник может быть строго ограничен временными рамками? Почему взрослые этого не понимают?

У родителей свои недетские страсти. Они словно в тени первых сердечных опытов Вик, но только с возрастом понимаешь, что наблюдать за ними не менее интересно. Флирт слева, флирт справа. Агрессивная любовница и лирический любовник. Прятаться за бесконечным обманом или признаться? Выбор зрелого человека не так прост, как это кажется с высоты нажитых 13 лет. Лишь прабабушка способна понять этот бесконечный карамболь семейных отношений. Именно она оказывается самой надежной подружкой Вик, доступно объясняя девочке, что удовлетворение скороспелых желаний не бывает безобидным: «Пилюли защищают от зачатия, но не от сердечной боли». Неугомонная старушка не просто делится опытом, но и дает Вик шанс проверить прочность первой любви.

Рок лучше, чем ваше дурацкое диско!

Брошенная фраза — прекрасный повод поспорить. В немалой степени успех фильма определила замечательная лирическая композиция Владимира Космы Reality. Однако заиграла она не просто так. Эпоха противостояния любителей тяжелой и легкой музыки в 1980 году только начинается.
«Бум» не делал выбор, рок или диско, метал или попса, зато он провозгласил, что наступает время, когда музыки хватит всем, а главное, что у каждого она может быть своя. Тихо или громко проникать прямо в душу. Быть маленьким секретом, которым можно поделиться лишь с самым близким человеком.
Отсюда на экране эта чудесная история с наушниками. Не посвященным в тогдашние технические тонкости оказалось невдомек, как в шумном зале среди гремящего рока нашлось место романтической мелодии. Как музыка вмиг поменялась и завладела сердцем юной девушки. Авторы фильма оригинально использовали трюк с ультрамодной новинкой — портативным плеером.

Лишь в феврале 1980 года фирма Sony стала поставлять подобные устройства в Европу. И вот они уже на экране. В ближайшие десятилетия плееры произведут настоящую революцию в способе прослушивания любимых мелодий, позволяя людям не расставаться с музыкой, которую они хотят слушать, и не мешать при этом окружающим! А ведь до появления многофункциональных сотовых телефонов оставалось еще два десятилетия.

«Ля десерт». Только похолоднее

Модные молодежные штучки, прекрасная музыка, переплетения взаимоотношений нескольких поколений, ненавязчивый французский юмор определили «Буму» счастливую судьбу. Посмотрев такой фильм в восьмидесятом, мы могли бы только завидовать французским сверстникам и многого недопонимать:

— Дюжину устриц под соусом тартар без лука и порцию картофеля фри.

— А что будет мадемуазель?

— Цыпленок с лисичками.

— И бутылочку «Ля десерт». Только похолоднее.

Рядовой заказ бабушки и внучки в парижском ресторане, вероятно, озадачил бы и бывалых советских гурманов. Французские школьники не собирались по беседкам и подвалам. Они могли позволить себе шумную квартирную вечеринку с бутиками, соком, колой и музыкой в наушниках… Нам оставались лавочки с гитарой и песнями дворовой романтики. Лишь к концу десятилетия благодаря дачному буму вызрел наш достойный ответ на их молодежный бум. Родители по выходным двинулись осваивать сотки, а освободившиеся городские стены подарили свободу времяпровождения. Тут‑то подростки и проявили тягу к квартирным вечеринкам. Правда, с присущим советскому быту антуражем.

Дешевые сигареты, непритязательный набор угощений: бутерброды с вареной колбасой, килька в томате да домашние соленья. Такая колоритная смесь не лучший спутник «Буратино». Неизменно находилось что‑то из более крепких и далеко не детских напитков. Расстроенная гитара по‑прежнему главный музыкальный исполнитель желаний. С классическим заказом сыграть что‑нибудь толковое… Зато сколько веселых приключений тогда довелось пережить участникам импровизированных вечеринок! Истории эти до сих пор являют собой главные воспоминания внешкольных событий, а социальные сети полнятся фотографиями застольных юных компаний, плотно прижавшихся друг к другу на диване. За ним традиционно виднеется пестрой расцветки ковер производства витебского или брестского коврового комбината. Все кругом стандартно и не слишком романтично. ­Уединиться в советской квартире просто негде, а как хочется наконец‑то поцеловаться или просто совершить какую‑нибудь забавную глупость.

Сам «Бум» добрался к нам уже в 1991 году, когда многое из того, что было запретно и непонятно в начале восьмидесятых, стало доступно. Мы узнавали его по мелодии и оригинальному названию, милой улыбке Софи Марсо, к этому времени выросшей из девочки‑подростка в актрису мирового уровня. Вокруг фильма было много споров. Одни счастливо находили в нем ответы на многие подростковые вопросы, рекомендуя детям в качестве наглядного пособия. Другие по‑ханжески критиковали за то же самое, усматривая в «Буме» излишне откровенное раскрытие темы, категорически итожа, что такое кино несовершеннолетним показывать вредно. Сегодня те давние зрители выросли. Подростки обзавелись семьями и сами столкнулись с непреходящей проблемой взросления собственных детей. Отпустить на вечеринку, то есть дать волю юношескому бунтарству, или строго сказать: «Нельзя»? Теперь выбор за ними. Помнят ли они себя тринадцатилетками? Научил ли их чему‑то «Бум» — вопрос открытый. Ответ даст только время.

Музыка на прогулке

В 1978 году японская компания Sony разработала удобный профессиональный репортажный магнитофон. Небольшой по размерам кассетник стал популярен среди топ‑менеджеров. Однако для пожилого Масару Ибуки, одного из основателей компании Sony, он был тяжеловат. Ибука попросил придумать что‑то более компактное для дальних перелетов. Желание шефа — повод поработать подчиненным. Инженеры оперативно представили рабочий прототип стереофонического плеера. Качество звучания оказалось на уровне, и новинку запустили в производство. Эффект превзошел все ожидания. Так появился Walkman — популярная торговая марка компании Sony, ставшая одним из символов портативных аудиоплееров.

Вечеринка‑сюрприз

Для кого‑то «бум» — это чрезмерное оживление вокруг какого‑либо события или предмета. Кто‑то понимает под данным словом период резкого экономического подъема. Однако ни одно из этих распространенных толкований не подходит к названию фильма. «Бум» — это музыкальная или танцевальная вечеринка, порождение бурной эпохи середины ХХ века. Слово впервые появилось в форме «сурбум» (вечеринка‑сюрприз) и быстро прижилось в молодежной среде в сокращенном варианте. С 1950‑х годов на Западе оно стало символом первых романтических эмоций для нескольких поколений. Парадоксально, но после появления одноименного фильма с термина спала завеса таинственности и слово быстро вышло из молодежного сленга, став жертвой широкого раскрытия понятия.

За словами прячутся мысли

— Что с ней?

— Ей 13 лет.

***

— Бурная ночь требует такой же подготовки, как поединок в боксе. Расслабься, ты нервничаешь.

— Естественно. Поединок в боксе длится 15 раундов.

***

Ты мне надоедаешь уже десять лет и три месяца. Хоть полдня дай от тебя отдохнуть!

***

Во время переезда не до детей и не до собак.

***

Женщина должна быть подарком, а не источником проблем.

***

Один зуб хрясь, другой зуб хрясь! Это не зубной кабинет, это какой‑то конвейер.

***

Мне нужна злая действительность, а не злые старики.

***

Я одной ногой в могиле. И не хочу, чтобы мне отдавили вторую.

***

Когда я встречу парня, который в меня влюбится, я заставлю его страдать.

***

Женщина всегда решает сама, как далеко зайти, в этом ее свобода.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter