Похищение Европы

ЕС ищет ответы на сложные экономические вопросы

ЕС ищет ответы на сложные экономические вопросы


Сегодня в Брюсселе открывается антикризисный саммит Евросоюза. Антикризисный в широком смысле этого слова. Главы 27 государств попытаются сформировать общую позицию по преодолению мировой рецессии. Этот план ЕС затем будет отстаивать на скорой встрече «большой двадцатки». Кроме того, европейские лидеры должны будут как–то наконец ответить на газовую «войну» между Россией и Украиной и выделить (или не выделить) средства на развитие энергетической системы Старого Света, строительство новых трубопроводов и хранилищ. В каком–то смысле проект «Восточное партнерство», который должен быть анонсирован в Бельгии, тоже является ответом на несколько кризисов в постсоветском регионе (в первую очередь имеется в виду августовский конфликт на Кавказе). После периода некоторого безразличия Европа намерена теснее сотрудничать с восточными соседями. Беларусь очень заинтересована в этом сотрудничестве...


Как Рузвельт выводил Америку из «Великой депрессии» конца 20–х — начала 30–х годов прошлого века? Многомиллионную армию безработных он обеспечил общественными работами, вся страна превратилась в огромную стройку. За несколько лет был построен миллион километров новых дорог, 122.000 школ, больниц и прочих общественных зданий, 77.000 мостов, 285 аэропортов. Что–то подобное сегодня предлагается и Европе. В разгар кризиса появился 5–миллиардный план строительства альтернативных трубопроводов (в обход России и Украины). Однако не всем это предложение пришлось по душе. Министры иностранных дел, которые встречались за несколько дней до президентов и премьер–министров, так и не смогли выработать общие предложения для саммита. Придется главам государств самим распутывать этот гордиев узел европейских трубопроводов.


Главной альтернативой газпромовским трубопроводам считался «Набукко», по которому в идеале должен идти каспийский газ через Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию и Румынию в Австрию. Эти государства надеялись, что после российско–украинского конфликта ЕС выделит деньги на строительство. Однако из проекта решения глав 27 государств вычеркнули упоминание об этом конкретном газопроводе, его заменили более широким термином — «Южный коридор» (не путать с проектом «Газпрома» — трубопроводом «Южный поток»). Это значит, что «Набукко» не будет иметь приоритета перед другими южными трубопроводами в Евросоюзе.


Директор Программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар так комментирует ситуацию: «Пошел очень важный сигнал из администрации президента США Барака Обамы. Американцы предложили объединить «Южный поток», «Набукко» и другие ветки в один общий проект, чтобы не создавать геополитическое противостояние в момент, когда Россия нужна для решения иранской проблемы и других вопросов. Речь идет об изменении атмосферы в отношениях России и Запада». По словам эксперта, немцы, французы и итальянцы, которые и так никогда не хотели ссориться с Россией из–за газопроводов, сейчас используют момент, когда американская администрация не поддерживает Польшу и страны Балтии, которые активно продвигали идею «Набукко».


Западные СМИ утверждают, что прямое упоминание о «Набукко» исчезло из европейского пакета предложений по энергетике по требованию канцлера ФРГ Ангелы Меркель, «которая настаивает на том, что общие средства не следует тратить на проект, в котором Берлин мало заинтересован». «Проблема не в том, где взять деньги на строительство газопровода, а в том, откуда будет поступать газ», — говорит Меркель. Действительно, пока не ясно, хватит ли у Азербайджана и среднеазиатских республик желания и возможностей наполнить эту трубу.


Германия, как известно, является основным донором Евросоюза. Если на энергетику будет выделено 5 миллиардов евро, то 1 миллиард придется выделить именно ей. Берлин против таких трат и настаивает на том, что финансовую поддержку необходимо оказывать лишь тем проектам, которые начнут работать немедленно. А глава австрийского МИДа Михаэль Шпиндельлегер назвал трубопроводные проекты «таблеткой плацебо», на которую ЕС не может тратить средства в условиях экономического кризиса.


В то же время ЕС увеличит до 25 миллиардов евро размеры экстренного фонда помощи государствам–членам, которые, как Латвия и Венгрия, столкнутся с финансовыми проблемами. Кроме того, Брюссель согласен предоставить Международному валютному фонду кредит до 100 миллиардов долларов на помощь развивающимся экономикам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter