Как США планировали покончить с влиянием СССР

Похищение Европы

22 февраля 1946 года в адрес Госдепартамента США пришла поистине историческая шифротелеграмма из американского посольства в Москве. Советник посла Джордж Кеннан писал, что Америка не может больше надеяться на “политическую интимность” с советским строем. Она должна рассматривать СССР не как партнера, а как соперника. “Советская власть непроницаема для логики разума, но очень чувствительна к логике силы”, — утверждал дипломат. Поэтому необходимо “сдерживать советское давление” применением “контрсилы” — военной, экономической и идеологической — в различных географических и политических точках. Советская разведка перехватила это послание и доложила его содержание Сталину. Фактически именно телеграмма Кеннана, а не произнесенная через две недели речь Черчилля в Фултоне, стала началом холодной войны между двумя сверхдержавами. Да и нынешние противоречия между Берлином и Вашингтоном во многом проистекают из событий 70-летней давности. Что же произошло тогда в международных отношениях?

маршалл2 (Копировать).jpg

Президент США Гарри Трумэн (крайний слева) и госсекретарь Джордж Маршалл (крайний справа) во время обсуждения плана помощи Европе.


Экономическое положение Европы после Второй мировой войны было незавидным. Повсюду царила разруха, не хватало еды и товаров первой необходимости, были парализованы финансовая система, транспортная инфраструктура. Только в Западной Германии миллионы немцев остались без жилья, в Греции не на чем было пахать, в Италии во многих городах власть захватили мафиози.

На этом фоне в Европе все большую силу набирали коммунистические партии, поддерживаемые странами-соседками, которые уже попали под советское влияние (Болгария, Румыния, Югославия). Образ СССР, сломавшего хребет фашизму, для многих служил примером для подражания. В США понимали, что не сегодня завтра ослабленная Европа попадет в объятия коммунизма. А это грозило потерей не только огромных рынков сбыта, но и политического и военного влияния в регионе. Америка не могла этого допустить. Действовать надо было быстро. 70 лет назад, 5 июня 1947 года, на выпускной церемонии в Гарвардском университете госсекретарь США, герой войны Джордж Кэтлетт Маршалл произнес 14-минутную речь, в которой предложил оказать беспрецедентную по масштабам экономическую помощь европейским странам. Инициатива получила название European recovery program — “Программа восстановления Европы”, или План Маршалла. Под него попадали 16 стран Западной Европы. Только за первые четыре года Штаты предоставили им 13 миллиардов долларов (в нынешних ценах это более 150 миллиардов долларов) в виде безвозмездной помощи, дешевых кредитов и долгосрочного лизинга. Основная часть этих средств досталась Великобритании (2,8 млрд), Франции (2,5 млрд), Италии (1,3 млрд), Западной Германии (1,3 млрд) и Голландии (1 млрд).

Конечно, помогая им, Вашингтон был далек от благотворительности. По сути, восстанавливая Европу, США инвестировали в собственное развитие. Например, Великобритания была не вправе закупать пшеницу даже в Канаде, своем доминионе. Франция не имела права импортировать польский уголь по 12 долларов за тонну, а должна была закупать американский по 20 долларов. Американские корпорации стали активно вкладывать в экономики европейских стран свои капиталы, накопившиеся в годы Второй мировой войны за счет реализации военных заказов. В конечном итоге весомая часть денежной помощи по Плану Маршалла вернулась назад в США. К тому же все расчеты производились в долларах, благодаря чему доллар на долгие годы стал главной резервной валютой.

Было и еще одно предварительное условие оказания помощи. Белый дом требовал, чтобы в составе правительств государств-реципиентов не было представителей компартий. В СССР были отлично осведомлены о планах американцев и пытались действовать на упреждение. Однако силы и ресурсы были чрезвычайно ограничены, надо было восстанавливать собственную экономику. Тем не менее, чтобы экономически привязать к себе страны Восточной Европы, СССР сразу после войны организовал туда поставки зерна, что в самом Союзе спровоцировало голод 1946—1947 годов. Румыния в 1946-м получила 350 тысяч тонн советского зерна, а Польша и Чехословакия в 1947-м — по 900 тысяч и 600 тысяч тонн соответственно.

Естественно, любые попытки правительств этих стран искать альтернативную помощь за океаном (а по Плану Маршалла помощь была предложена всей Европе) в Москве воспринимались как откровенное предательство. Стоило лишь Праге заикнуться об этом, чешские товарищи были тут же вызваны в Москву, где Сталин устроил им форменный разнос. Вождя особенно возмущал тот факт, что в случае принятия Чехословакией Плана Маршалла она должна была в рамках “контроля ресурсов” согласовывать с американцами список поставок урана в СССР. Министр иностранных дел Ян Масарик, сын первого президента Чехословакии, позже рассказывал своим коллегам в правительстве: “Я ехал в Москву как свободный министр, а вернулся как сталинский батрак!” Через несколько месяцев он погиб при весьма странных обстоятельствах (выпал из окна своей квартиры). Позже подал в отставку президент ЧССР Эдвард Бенеш.

Настоящая битва разгорелась за симпатии Италии. Там тоже после Второй мировой заметно вырос авторитет левых сил. Лидер коммунистической партии Пальмиро Тольятти стал желанным гостем в Кремле. А после его смерти в СССР переименовали в его честь город Ставрополь в Куйбышевской области, в котором впоследствии построили автомобильный завод ВАЗ.


портрет (Копировать).jpg

Досье “НГ”


Джордж Кэтлетт Маршалл (1880—1959) — государственный и военный деятель США, генерал армии, лауреат Нобелевской премии мира. Занимал посты начальника Генштаба, государственного секретаря и министра обороны.


В 1961 году Гарри Трумэн назвал Маршалла величайшим американцем последних тридцати лет.


Однако американцы не собирались “сдавать” Апеннины. В Штатах началась мощная пропагандистская кампания среди эмигрантов-итальянцев.

В самой Италии действовало множество агентов ЦРУ. Они щедро спонсировали политиков, которые оппонировали коммунистам. По стране ездили передвижные кинотеатры, демонстрировавшие документальное кино с критикой Советского Союза и агитацией за американскую финансовую помощь. Весомым аргументом в пользу последней стали инвестиции из США в автомобильный концерн FIAT, благодаря которым тысячи итальянцев получили хорошо оплачиваемую работу.

Сама идея Плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США. Следующей стадией стало создание Североатлантического альянса, в состав которого вошли многие страны, участвовавшие в Плане Маршалла. В противовес НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора. А ответом СССР на создание атлантического общего рынка стало создание Совета экономической взаимопомощи. Так План Маршалла стал одним из факторов, закрепивших неформальный раздел Европы на сферы влияния между СССР и США. Главное же то, что именно благодаря этой инициативе Западная Европа смогла избежать социальных и политических потрясений после войны. Крайне левых удалось оттеснить на периферию большой политики. Например, французские коммунисты смогли вернуться в правительство только в 1981 году, да и то как партия меньшинства. В Италии коммунисты пришли в правительство только после краха СССР в 1990-х, сменив название партии и идеологию.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter