Миграционный кризис в ЕС набирает обороты

Похищение Европы

Миграционный кризис в Европе продолжает набирать обороты, поставив под удар одну из базовых ценностей Европейского союза – свободное перемещение между государствами-участниками. На этой неделе Германия ввела пограничный контроль на границе с Австрией.

На эти меры немецкое правительство пошло под давлением земельных властей (в первую очередь правительства Баварии), заявляющих, что они не в состоянии справиться с наплывом беженцев. Критическая ситуация сложилась в Мюнхене в связи с единовременным прибытием 20 тысяч мигрантов в прошлое воскресенье. Обстановка усугублялась тем, что другие немецкие земли отказались принимать беженцев из Баварии, ссылаясь на неспособность разместить такое их количество. Миграционный кризис в Германии достиг такого накала, что породил слухи о размещении немецкими властями беженцев на территории концлагеря Бухенвальд, растиражированные многими мировыми СМИ. 

Под давлением этих обстоятельств Ангела Меркель, до этого демонстрировавшая готовность продолжать политику «открытых дверей» для беженцев, была вынуждена пойти на временное усиление пограничного контроля с Австрией, откуда и направляется основной поток мигрантов. Со своей стороны Австрия ввела аналогичные заградительные меры на границе с Венгрией и заявила о готовности ввести контроль и на границе со Словакией в случае необходимости.

Венгрия же осуществила свою угрозу и закрыла границу для беженцев, направляющихся со стороны Сербии, и теперь основной поток движется в Европу через Хорватию, которая заявила, что ограничительных мер вводить не собирается и намерена совместно со Словенией организовать для мигрантов свободный коридор.

На этом фоне Совет ЕС сообщил о готовности стран-членов распределить между собой 40 тысяч беженцев, находящихся в Италии и Греции. Эти страны стали основными воротами в Европу на пути мигрантов и в связи с этим испытывают особые трудности социального и экономического характера. Кроме того, по итогам экстренной встречи министров внутренних дел Евросоюза была достигнута договоренность о перераспределении еще 120 тысяч беженцев. Вместе с тем прийти к соглашению о введении квот на мигрантов в рамках всего ЕС так и не удалось, поскольку это вызывает противодействие многих государств-участников, прежде всего на востоке Европы. Следует также отметить, что в европейской миграционной политике не участвуют Дания и Великобритания, имеющие особый статус в ЕС.

Принятие принципиальных решений по согласованной миграционной политике внутри ЕС ожидается в октябре. Удастся ли достигнуть какого-то общего знаменателя, пока непонятно, учитывая принципиальные расхождения по этому вопросу. Западноевропейские страны настаивают на введении квот, в то время как страны Восточной Европы всячески противятся этому. Удастся или нет Германии и Франции навязать им свою волю, покажет ближайшее время. Очевидно, что идет жесткий торг: восточноевропейские страны за свое согласие на размещение беженцев наверняка потребуют серьезных финансовых компенсаций. О размерах этих компенсаций сейчас, по всей видимости, и идут закулисные прения. Учитывая не лучшее состояние экономики «локомотивов» ЕС, несущих сейчас основное бремя по приему, размещению и содержанию мигрантов, решение о дополнительной помощи странам Восточной Европы для них не будет легким.

Таким образом, даже если решение о согласованной миграционной политике и будет принято этой осенью, это вряд ли станет разрешением кризиса. Финансовые затраты на поддержку и адаптацию беженцев, неизбежные социальные трудности и ухудшение криминальной обстановки будут постоянно испытывать ЕС на прочность.

На этом фоне в Европе пытаются всячески смягчить негативный информационный фон, связанный с наплывом беженцев. Так, СМИ тиражируют прогнозы немецких экономистов, ожидающих рост ВВП в 2016 г. в связи с притоком дешевой рабочей силы. Политики взывают к общечеловеческим чувствам европейцев, призывая их солидаризироваться с беженцами и помочь им в решении их проблем. Пока это в целом работает: волонтерское движение в поддержку беженцев набирает обороты.

Впрочем, надолго ли хватит этого энтузиазма, сказать сложно. Оборотной стороной наплыва мигрантов будет неизбежный рост ксенофобских настроений и популярности правоконсервативных партий и движений, использующих националистические лозунги. Единая Европа входит в полосу жесткой политической турбулентности.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter