Покажись, кандидат

...Уже несколько дней идет агитация за кандидатов в депутаты местных Советов...

...Уже несколько дней идет агитация за кандидатов в депутаты местных Советов. Осознать этот факт помогают расставленные во всех округах агитационные щиты и тумбы. Они предназначены для размещения информации о будущих народных избранниках: портретов, изложения политических взглядов, списков обещаний... В виде листовок. Допустимы объявления, например, о предстоящих встречах с избирателями или времени кандидатского выступления на радио. Учитывая, что на дверях подъездов, в лифтах и прочих "произвольных носителях" расклеивать агитационные материалы запрещается, щедро расставленные повсеместно пластиковые стенды с надписью "Выборы-2010" - прямой путь к сознанию электората. Но они пока радуют лишь девственной чистотой. До дня голосования тем временем остается уже меньше месяца. А кто именно избирается - пока вопрос на засыпку.


Выбрать предстоит 21.300 депутатов местных Советов. Среди них - 513 представителей политических партий. Но меряться "агитационным запалом" ни "правые", ни "левые" откровенно не спешат. Не исключено, что кандидаты еще не готовы предоставить свои листовки в установленном законом виде. А самодеятельность в виде граффити, рисунков и наклеек вроде "Наш - лучше всех" расценивается как мелкое хулиганство.


Агитационные материалы можно заказать только в тех типографиях, которые имеют лицензию на изготовление печатной продукции. Многие партии используют услуги частников. В Минске они предлагают услуги офсетной печати в среднем по цене 90 - 100 у.е. за 1.000 листовок формата А4. При этом некоторые предприятия уточняют, что у.е. равно 1 доллару, и это 3.300 рублей - "рассчитывается по курсу продавцов бумаги".


Кандидатам в депутаты выделили бюджетные средства на агитацию: для Минска и областных советов - 280 тысяч (8 базовых величин). Для сельсоветов - 35. Не шикарно, но, в принципе, должно хватить. Свои деньги вкладывать в нынешнюю избирательную кампанию нельзя. Впрочем, есть и не особенно затратные варианты саморекламы. Встречи с избирателями теперь могут проходить по заявительному принципу. То есть кандидату достаточно будет поставить в известность местные власти о времени и месте мероприятия. Если, конечно, оно не входит в определенный ранее перечень мест, где собирать людей нельзя. Но он довольно скромный.


Живые встречи, пожалуй, лучший вариант донести в массы свою правду. Ведь пятиминутный монолог на средних волнах радио вряд ли заставит "голосовать сердцем". Да и к эффекту от листовок потенциальные депутаты относятся с сомнением. "Если агитационный материал положить в почтовый ящик, то 80 процентов, что его, не читая, переложат в ящик соседа. А тот в ужасе от 10 одинаковых посланий или возмутится агрессивной агитацией, или просто отправит всю пачку в мусорный бак", - поделился наблюдениями участник нынешней избирательной кампании.


Так почему многочисленные агитационные щиты и тумбы так слабо используют в предвыборной борьбе? Ведь такой вид рекламы уж никак не назовешь навязчивым. Информация Центризбиркома говорит сама за себя. В целом по стране на депутатское кресло, говоря математическим языком, претендуют всего 1,2 кандидата. В сельских и поселковых - и того меньше - 1,1. Но в Минский городской Совет депутатов - почти 4 человека на место. И если здесь агитация "раскачается" лишь к дню голосования, то что говорить о глубинке?


Получается, что выбор будет сделан после беглого просмотра предвыборных обещаний кандидата и, скорее, по критерию - кто на фото получился симпатичнее. Может, поэтому и тянут соискатели мандатов в поисках хорошего фотографа и мастера фотошопа? Поторопились бы. Одно из главных изменений в Избирательном кодексе - отмена "порога" явки на местных выборах. Так что кто придет голосовать, те и будут выбирать. Осталось выяснить, кого. Желательно, заранее.

 

«Шкала доверия»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter