Латвия продолжает вычеркивать из памяти имена людей, прославивших ее в веках

Покалеченная история

31 октября исполнился год, как латышскими властями под крики «Позор!» был снесен памятник воинам-освободителям в Даугавпилсе. И хотя мы должны были бы уже привыкнуть, что в соседней стране «по-своему» оценивают историю, от кощунственности совершающегося пробегает мороз по коже. И вот снова... 25 октября в Риге демонтирован очередной памятник — Зенте Озоле, санинструктору 43‑й гвардейской Латышской стрелковой дивизии.

Памятник Зенте Озоле. 25 октября памятник снесли.

Удар по героям

Зента Юльевна родилась в Риге в 1923 году. Известна тем, то вела борьбу с фашистами на стороне Красной армии. Во время боя, состоявшегося 12 августа 1942 года, совершила подвиг — спасла 32 человека, вытащив с поля боя на себе, собрала более двух с половиной тысяч патронов и 120 гранат. За проявленную самоотверженность советские власти наградили Озолу орденом Красной Звезды.

Зента Озола окончила 5‑ю рижскую школу, которая в советские годы носила ее имя и во дворе которой был установлен памятник. Со сменой политического курса в Латвии школу переименовали, но памятник оставался на прежнем месте. И вот 25 октября рижские власти решили окончательно расправиться с памятью о героической землячке.

Погибла девушка, кстати, тоже героически, сражаясь с фашистами. Едва перешагнув порог своего девятнадцатилетия. Но сейчас не об этом.
Поражает другое: насколько сильно нужно не уважать и не любить собственную историю, чтобы добровольно вычеркивать из нее имена людей, прославивших твою страну в веках!

Неугодный академик

На днях Рижская дума сообщила о том, что поддержала решение о сносе памятника рижанину академику Мстиславу Келдышу в срок до 8 ноября. Одним из первых на своей странице в социальных сетях отреагировал на событие депутат самоуправления Риги Константин Чекушин: «Только что «коалиция перемен» на заседании комитета «развития» проголосовала за то, чтобы убрать с глаз долой памятник Мстиславу Келдышу. На склад. Потому что считают его наследием оккупации. На склад. Где и похоронят».

В этой истории есть нюансы, так как официально памятник Келдышу не по­падает под закон о демонтаже. Однако рижским Советом по памятникам было принято решение о сносе монумента Келдышу, основанное на убеждении членов совета в том, что ученый работал на советский военно-промышленный комплекс, а с Ригой его ничего не связывает, кроме факта рождения.

В заявлении партии «Русский союз Латвии», включившейся в спор с принявшими решение депутатами, говорится: «Рижская дума решила снести памятник Мстиславу Келдышу в Риге. Памятник теоретику космических полетов, выдающемуся математику и механику, создавшему расчеты для стабилизации крыльев летательных аппаратов и разработавшему новые методы в прикладной математике и гидроаэродинамике. Келдыш связан с созданием первых спутников и полетами людей в космос... Любая страна гордилась бы таким уроженцем, но только не Латвия». В РСЛ также призвали не забывать биографию Келдыша и корни его семьи, напомнив, что академик родился в Риге в 1911 году в семье профессора инженерии Всеволода Келдыша, а дедом его был выдающийся военный врач Михаил Келдыш, также живший в Риге.

Да и на самом заседании думы решение не было принято единогласно. Во время своего выступления политик и депутат Ирина Дьери открыто высказала негативное отношение к нарастающей в стране волне борьбы с памятниками:

— У нас переписанная история, как в романе Оруэлла «1984». В Рижской думе уже три года работает «коалиция перемен». Уже очевидно, что перемены эти не в лучшую сторону... Памятник Келдышу находится именно там, где и должен быть. Причина этих перемен — желание осуществить кампанию, целью которой является уничтожение всех памятников наследия советского периода. Такими темпами скоро ни одного памятника не останется.

Мертвые сраму не имут

И это еще не все. 26 октября, по информации латвийских общественных СМИ, сейм страны принял на рассмотрение подготовленный Национальным союзом законопроект о демонтаже «прославляющих режим СССР» памятников на кладбищах до июля 2024 года. По заявлению депутата сейма от Национального союза Эдвинса Шноре, желание ликвидировать памятники возникло у депутатов из опасения, что советские захоронения, в первую очередь могилы, связанные с Красной армией, постепенно могут превратиться «в места пропаганды».

Учитывая историю латвийской земли, даже авторы инициативы не смогли уточнить, о каком количестве памятников, подлежащих демонтажу, может идти речь, заметив лишь, что таких монументов «довольно много».

Как и ожидалось, предлагаемый законопроект вызвал разногласия среди депутатов, никогда не отличавшихся единодушием. Однако на этот раз замечания выглядят весьма резонно. Многих порази­ла политическая однобокость в отношении бойцов Красной армии. Депутат от Левоцентристской партии Атис Швинка заявил:
— Они говорили только о памятниках и могилах Красной армии. Почему мы не говорим о другой стороне, о фашистской Германии? Это показывает, что это вопрос одной минуты, агитация, и мы не хотели в ней участвовать.
Против принятия законопроекта выступила и партия «Латвия прежде всего», призвав «не поддерживать инициативу, которая предусматривает, что захоронения придется куда-то переносить, и это повлечет за собой очень плохие последствия». А представитель этой партии Айнарс Шлесерс задался вопросом: на самом ли деле латыши являются христианской нацией, которая хочет позаботиться об усопших?

И вроде бы все понятно и с этой страной, и с ее правительством, принимающим бесчеловечные по отношению к собственному прошлому законы. Но все равно хочется окликнуть, остановить их, предостеречь от ошибки. Ведь снося один памятник, на его месте ты возводишь иной. И нет лучшего памятника палачам, чем отсутствие памятников их жертвам и Победителям.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter