Пока, УПК?

В бывшем Советском Союзе институт учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профориентации учащихся был отраслью образования, которой по праву гордились.
В бывшем Советском Союзе институт учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профориентации учащихся был отраслью образования, которой по праву гордились. Иностранные делегации частенько приезжали перенимать нашу систему начальной трудовой подготовки школьников. Однако сегодня УПК находятся в достаточно сложном положении - руководители комбинатов и чиновники Минобразования утверждают, что УПК нам нужны, и в то же время с 1987 года количество комбинатов уменьшилось почти в два раза. Особенно заметное сокращение произошло в Витебской области, где с 1991 года было закрыто 16 комбинатов, и к сегодняшнему дню осталось только три.

Как рассказал главный инспектор главного управления общего среднего образования Минобразования Александр Улога, который, собственно, и отвечает за работу учебно-производственных комбинатов, закрытию их способствует, как правило, позиция местных руководителей. Парадокс, конечно... В Витебской области считают, что сокращение комбинатов позволит сэкономить средства на содержание всей системы образования. Иван Щурок, начальник управления образования Витебского облисполкома, полагает, что деньги больше нужны сельским школам, нежели учебно-производственным комбинатам. А для тех школьников, кто хочет осваивать профессию, говорит он, есть ПТУ и СПТУ. Однако из школьного учебного плана трудовую подготовку никто не исключал, и старшеклассникам все равно нужно будет осваивать основы профессии. Но если школа может предложить максимум три-четыре специальности, то в УПК предлагают почти два десятка профессий. Кроме того, для обучения пусть и четырем специальностям каждой школе необходимо иметь более-менее приличную мастерскую. Полноценная материально-техническая база одного УПК рассчитана на десяток школ. Добавьте квалифицированный преподавательский состав. Вряд ли получится хоть какая-нибудь экономия...

А что думают руководители самих УПК по поводу их закрытия? Действительно ли упразднение учебно-производственных комбинатов либо объединение их с профессионально-техническими училищами помогает экономить средства местного бюджета? Директор межшкольного УПК N 1 Фрунзенского района Минска Михаил Сачко уверен, что никакой экономии от закрытия комбинатов нет. На примере своего заведения он доказывает, что УПК могут существовать, не требуя дополнительных ассигнований из местного бюджета. Например, в последние годы администрации УПК совместно со службами занятости города организуют вторичную занятость молодежи и платят учащимся зарплату. Фрунзенский учебно-производственный комбинат N 1 за два прошедших года путем оказания платных услуг населению заработал около 12 миллионов рублей, которые были распределены на выплату зарплат и укрепление учебно-материальной базы. Параллельно комбинат отлично справляется со своими непосредственными обязанностями - обучает учащихся основам профессиональной трудовой подготовки. Да и пользы он приносит району немало: одежду, сшитую на комбинате, бесплатно отдают в детский дом. Здесь же осваивают специальности учащиеся вечерних школ. Конечно, если бы не инициатива "снизу" и поддержка администрации Фрунзенского района, всего этого могло и не быть...

Скептики утверждают, что такое положение лишь в Минске. Дескать, на периферии УПК исключительно высасывают деньги из бюджета. Но не нужно забывать еще об одном: Министерство образования рассматривает УПК не просто как заведения, в которых школьника обучают основам будущей профессии. В перспективе в них видят носителей профориентирующих функций - ведь в СПТУ ученик не будет иметь возможности выбрать профессию в процессе обучения. На какую специальность поступил - ту и осваивай. И старайся получить наиболее высокий разряд, дабы государство не зря деньги тратило на обучение. В УПК же можно за несколько лет попробовать несколько профессий и выбрать ту единственную, к которой, что называется, лежит душа. Для этого, к примеру, и привлекаются психологи из центров занятости, которые тестируют и профориентируют учеников.

Так что у Минобразования позиция достаточно жесткая: трудовая и начальная профессиональная подготовка должны быть на базе УПК. Но в регионах, повторюсь, так не считают. Кстати, Александр Улога поведал о странном законотворческом казусе: закрытие УПК можно квалифицировать как несоблюдение и нарушение части 6 статьи 54 Закона "Об образовании", в соответствии с которым запрещаются действия, приводящие к сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений этой сферы. Однако в то же время существует закон о местном управлении и самоуправлении, согласно пункту 15 статьи 9 которого местные власти "решают вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения... на соответствующей территории". Как выяснилось, существование УПК относится "к вопросам образования". И теперь в Министерстве лишь разводят руками...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter