Пока одни рекламируют на грани фола, другие сидят в переполненных складах

Под этим подразумевается выпуск различных товаров под одной маркой. Специалисты говорят, что так работать выгодно. Однако здесь в последнее время стали возникать проблемы.

МИНИСТЕРСТВО торговли Беларуси подготовило проект указа об ограничении использования зонтичных брендов в рекламе

Под этим подразумевается выпуск различных товаров под одной маркой. Специалисты говорят, что так работать выгодно. Однако здесь в последнее время стали возникать проблемы.

Под одной маркой все чаще стали  выпускать товары, реклама которых не запрещена (безалкогольные напитки, минеральные воды), и алкоголь, который ограничен к рекламированию. «Проектом указа мы предполагаем распространить ограничения, которые действуют сегодня в отношении рекламы алкоголя, табачных изделий, на рекламу зонтичных брендов», — заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова.

В чем коварство зонтичных брендов? В том, что под видом одной продукции производитель маскирует рекламу другой. «Например, сначала компания выпускает водку, спустя какое-то время в линейку попадает питьевая вода. Причем продукция порой имеет не только очень схожую этикетку, но и разливается в похожую тару. Получается, что, рекламируя воду, производитель может за счет скрытой рекламы, которая запрещена в Беларуси, продвигать реализацию водки», — пояснила заместитель министра торговли Ирина Наркевич.

Еще недавно зонтичные бренды активно использовали в России для скрытой рекламы алкоголя. Так, некий известный производитель водки в телерекламе представлял потребителям минеральную воду. Все бы хорошо, но только эта минеральная вода и водка назывались одинаково, обе разливались в похожие бутылки, на этикетке стоял легко узнаваемый логотип, который у населения давно ассоциируется только с водкой. Другой производитель популярной водки завлекал потребителей рекламы в некий клуб с тем же названием, что и водка. При этом на рекламе размещался крупный логотип компании, который у потребителя также ассоциируется с водкой. Еще один известный производитель алкоголя зарегистрировал свои товары с одним и тем же товарным знаком в разных классах: коньяков, сигар, общественного питания (компания владела сетью ресторанов) и пр. Привлечь к ответственности такого производителя было непросто. Антимонопольное ведомство, опираясь на данные соцопросов, должно было доказать, что потребители рекламы видели в ней не рекламу минеральной воды, шоколада, клуба, а именно рекламу водки. А уж если производитель ссылался на законодательство о защите товарных знаков, он был практически неуязвим.

Но затем власти нашли управу на зонтичные бренды. В закон «О рекламе» были внесены изменения. Согласно им, недобросовестной признается реклама запрещенного товара, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара. Контролировать все это был призван специально созданный Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы по борьбе с зонтичными брендами. Думается, что похожим путем может пойти и наша страна.

На этом можно было поставить точку. Но у меня возник один любопытный вопрос. Почему одни производители товара, в частности, алкогольные предприятия, готовы рекламировать свою продукцию на грани фола, а другие, которым в рекламе дан зеленый свет, сидят сложа руки в условиях, когда склады переполнены их товаром? Например, в Беларуси два телевизионных завода. Но, как свидетельствует статистика, две трети телевизоров население покупает импортного производства. А теперь давайте вспомним, часто ли мы видим рекламу отечественных телевизоров? Или возьмем обувь. Ее запас на складах недавно был на уровне трехмесячного производства. Где ее навязчивая реклама? Конечно, у складских запасов много причин. Но, думается, если бы маркетинговые службы предприятий проявляли такую же настойчивость в рекламе своей продукции, повторюсь, честной, как это делают нечестные производители алкоголя, сбыт был бы более успешным.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter