Белыничские рыбоводы ждут отечественного корма, чтобы снизить себестоимость продукции. Дождутся?

Пока нерадужная форель

Белыничские рыбоводы ждут  отечественного корма, чтобы снизить себестоимость  продукции. Дождутся?
Белыничские рыбоводы ждут  отечественного корма, чтобы снизить себестоимость  продукции. Дождутся?



НЕДАВНО форелевое хозяйство «Вабич» ОАО «ПМК-83 Водстрой» в Белыничском районе посетил Премьер-министр Андрей Кобяков. Выводы: пока выращивание форели достаточно затратное удовольствие, нужно искать возможность его удешевить. Корреспонденты «СГ» выехали на Могилевщину, чтобы разобраться, из чего состоит цена деликатесного для нас продукта и реально ли в ближайшие годы заменить своими ресурсами товар привозной. Кстати, летом по случаю автор побывала в форелевом хозяйстве в Челябинской области России, так что было с чем сравнивать.


Красная, но своя

На дверях пропускного пункта замечаю объявление: свежую форель здесь можно купить по цене 93500 рублей за килограмм, одна штучка весит 800—900 граммов. В 180 тысяч обойдется билет на самостоятельный вылов двух килограммов красной рыбы в пруду хозяйства. В России, прикидываю в уме, килограмм свежего улова оценили примерно в 120 тысяч рублей на наши деньги. Однако там есть и дополнительная услуга — приготовленная на месте стоит в два раза дороже.

Под Вишовом в Белыничском районе рыбу пока не перерабатывают, только предлагают туристические услуги рыбакам, которые могут остановиться в семи гостевых домиках. Всего второй сезон как запущено форелевое хозяйство, рассчитанное на 100 тонн товарной рыбы в год. Две трети — до 70 тонн — планируют выращивать в закрытом помещении, остальное — в бассейне прямо под открытым небом. Его начинали строить за свои деньги, объясняет мне директор ПМК Андрей Цариков. Предприятие искало новые направления деятельности, тем более что выращивание ценных видов рыб как элемент импортозамещения поддерживается на государственном уровне. Современный крытый комплекс возвели уже на инвестиции из областного бюджета. Изначально в регионе планировали построить  около 10 подобных объектов. Пока удалось реализовать три — помимо «Вабича», на плаву форелевые хозяйства «Лохва» в Быховском и «Высокое» в Костюковичском районах. Мальком радужной форели все три обеспечивает Горецкий рыбоводный индустриальный комплекс.


Директор ПМК Андрей ЦАРИКОВ

Директор поясняет:

— Проектов было много, но экономическая ситуация не позволила реализовать все. Ведь вырастить и сохранить форель намного сложнее, чем того же карпа, при этом мы не можем «задрать» ценник — люди просто не готовы платить больше.


Не берите в руки — нежный хищник обожжется

Радужную рыбку нельзя назвать таким уж чужеродным для наших водоемов видом. Напротив, поздней осенью и зимой дикая форель заглядывает в реки на западе нашей страны и нерестится здесь, чтобы позже вернуться в Балтийское море. Однако содержать ее в белорусских условиях круглый год — непростая задача. 

Идем вдоль разделенного перегородками бассейна под открытым небом, в котором в четырех отсеках постоянно бежит по кругу очищаемая фильтрами вода. Рыба гуляет так, что по воде идет рябь, но и не думает выпрыгивать, как карп. Она намного чувствительнее к качеству воды, поэтому жидкость фильтруют и временами добавляют свежую — из подземной скважины и соседней реки. Каждый день бассейн чистят, чтобы удалить ил и органику. 

Главный рыбовод Михаил Школьников внимательно следит за показателями воды, чтобы содержание нитратов, нитритов и аммиака было в норме и хватало кислорода. Всего 14—18 градусов и не выше — оптимальная температура воды для этого вида, она лучше набирает вес в «прохладе». Если лето жаркое, на «Вабиче» приходится сутками качать воду из скважины (под землей она ледяная — 8—10 градусов), чтобы охладить бассейн до нужной температуры. 

Что меня поразило — даже для фотосессии несколько особей рыбовод разрешает поднять в воздух на считаные секунды. Для холодолюбивой рыбы попасть в руки человека — все равно что получить тепловой ожог. Когда ее загружают для продажи в машину или привозят малька, обязательно полчаса проливают, то есть полностью меняют воду в контейнере. Дело в том, что этот вид от перемены условий и любого другого стресса выделяет слизь, как будто потеет. Из-за этого жидкость превращается в своеобразный кисель. 

Временами белыничской форели везет — плавает в «морской» воде. Если вдруг микробиологические показатели настораживают главного рыбовода, чтобы продезинфицировать бассейн, в воду добавляют соль. Тот же метод применяют, когда перевозят рыбу с места на место. На кубометр воды нужно 1—2 килограмма соли, а в бассейн высыпают сразу 6—8 тонн. Соль без изысков — своя, белорусская. 


Главный рыбовод Михаил ШКОЛЬНИКОВ подкармливает рыбу в закрытом бассейне

Секрет фирмы

Но все эти нюансы — полбеды по сравнению с главной проблемой. Комбикорм, который до сих пор наши форелевые хозяйства закупают за границей. Нежный хищник не станет подбирать пищу со дна водоема — она обязательно должна плавать и не растворяться в воде. А питание автоматика «насыпает» в бассейны каждые полчаса. В течение года из стограммового малька при такой диете вырастает полуторакилограммовая особь. Тонне форели в день нужно 12 килограммов пищи.

— Точный рецепт корма никто не выдаст — это коммерческая тайна, — поясняет директор ПМК-83. — Нам известны только основные ингредиенты. Надеемся на Институт рыбного хозяйства НАН Беларуси и комбикормовые предприятия. К примеру, пробную партию попытался выпустить Жабинковский комбикормовый завод. Однако 300 килограммов продукта — это слишком мало, чтобы судить, насколько успешно он может заменить зарубежный аналог, для этого нужно наблюдать и сравнивать около месяца.

Все это влияет на цену и сбыт свежей форели. Трижды в неделю белыничские производители отправляют машину в столицу — только в Минске дорогой товар гарантированно купят. Если карп в среднем стоит 50 тысяч рублей, кило форели — примерно на 93,5—95 тысяч рублей. Цена корма составляет около 40—45 процентов в стоимости элитного продукта — 37 тысяч рублей. Недешево обходится электроэнергия — воду нужно постоянно прокачивать по отсекам и фильтровать, этот пункт расходов забирает около 30 процентов себестоимости. 5 процентов — зарплата работников. Транспортные расходы — примерно 7—8 процентов в цене. Рентабельность выращивания этого вида рыбы у белыничского предприятия сегодня составляет около 7 процентов. 

— Если думать о движении вперед исходя из экономики, рентабельность должна быть минимум 30 процентов, — подводит итог Андрей Андреевич. — Поэтому нужно снижать себестоимость. Ждем отечественные корма от наших производителей. В этом году планируем продать более 20 тонн рыбы, в следующем — порядка 100 тонн. Если все получится, форелевое хозяйство в перспективе полностью переведем на хозрасчет. 

 НА ЗАМЕТКУ 

Еще один способ заработать для форелевого хозяйства — платная рыбалка. В одном пруду форель, в другом — карп, амур и другие виды рыб. Поймать красную рыбку не так-то просто — нужно приноровиться. В основном форель ловят на размороженных креветок, леску берут потоньше, чем на карпа. Однажды на соревнованиях у хрупкой рыбачки что ни заброс — поклевка! А двадцать представителей сильного пола сидели вокруг несолоно хлебавши. Хитрость надо знать! Правда, в утешение неудачливым рыбакам работники хозяйства все-таки выдают рыбу, пойманную сачком.

yasko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter