Целевая подготовка специалистов повышает престиж региональных вузов — эксперт

Поистине прорыв в образовании

Все заинтересованы в том, чтобы было лучше — слова, сказанные Президентом на совещании по вопросам совершенствования образовательной системы, лаконично характеризуют происходящие преобразования. Подвоз детей в школу, качество их питания, написание учебников и учебных пособий, подготовка высококлассных специалистов, педагогов — эти и многие другие вопросы интересуют белорусов, так как имеют непосредственное отношение к каждому из нас. Заботимся о своих детях, внуках, о будущем поколении в целом. 

Хочется как лучше, главное не переусердствовать, подчеркивает Глава государства, призывая доработать и сделать качественные, хорошие учебники. И ориентироваться в их составлении необходимо в первую очередь на мнение педагогов, которые работают с детьми. Все должно быть понятно, доступно и интересно.


Помимо школьной тематики, Президент уделил пристальное внимание нововведениям, связанным с организацией вступительных кампаний. Разговор зашел о региональных вузах, которые, образно говоря, и формируют потенциал областей. 

Они не уступают столичным в подготовке будущих профи, в вопросах воспитания подрастающего поколения, а самое главное — помогают сфокусировать внимание талантливой, умной, инициативной молодежи на перспективах небольших городов, сельской местности. Возможно, именно там она сможет в полной мере раскрыть свои способности, проявить талант, мастерство, получить ценный опыт. 

На совещании по вопросам совершенствования образовательной системы ректор Брестского государственного технического университета Сергей Касперович, предложив зачислять медалистов в региональные вузы без экзаменов, высказал мнение всего ректорского корпуса.

Престиж региональных вузов дополняет и целевая подготовка специалистов. Например, в наш университет в этом году по целевому набору зачислили немногим более 170 человек. Плюс очевиден: абитуриенты поступили на бюджетные места, понимая где будут работать. При этом все мотивированные с высоким уровнем подготовки, случайных ребят точно нет.

Еще один важный вопрос, прозвучавший на совещании, — проводить и далее университетские олимпиады, но подчеркну, что только в региональных вузах. И опять же, такой инструмент дает шанс закрепить умных ребят из больших и малых городов, деревень ближе к их дому, малой родине. Приведу в пример ВГУ: в этом году около 70 парней и девушек стали победителями университетской олимпиады и были зачислены на бюджетные места. Они победили, а значит, заслужили право без экзаменов продолжить обучение в нашем университете, получить серьезные знания по выбранной профессии....

Выпускники профильных инженерных классов смогут поступать на специальности инженерно-технологического профиля без вступительных испытаний. Такая же возможность уже несколько лет существует и для учащихся педагогических, аграрных, военно-патриотических классов.

Кстати, в этом учебном году состоится первый выпуск наших лицеистов. Планируем дать им возможность при условии успеваемости не ниже 8 баллов (средний балл аттестата) и отметок 9, 10 по профильным предметам стать студентами ВГУ без сдачи ЦТ и прочих экзаменационных испытаний. Поистине прорыв в образовании! 

Поэтому любые новации — большой плюс, главное помнить, что их задача не только сделать учебный процесс еще более приятным и комфортным для детей, их родителей, но и сохранить высокий уровень знаний нашей молодежи. Значит, поддержать и поощрить перспективное подрастающее поколение за высококлассную работу в школьные годы.

Важнейший момент, конечно же, — необходимость увидеть абитуриента. И все перечисленные выше инструменты «входа» в вуз позволяют это сделать, так как поступление предполагает предварительную работу с ребенком и (или) собеседование. При этом по всем творческим специальностям уже много лет сохраняется практика проведения вступительного испытания. От этой практики ни в коем случае не стоит отказываться. Она дает отличную возможность услышать ребят, оценить их профпригодность да и просто придать им уверенности. 

Да, есть парни и девушки, которые выбирают для себя учебу за границей. Их право, хотя насколько они смогут там раскрыть свой потенциал? Мы ведь знаем, что нигде не будет лучше, чем на своей земле, в своей стране. Это аксиома!

В качестве примера приведу наш университет, который первоначально имел педагогический профиль. Большинство учителей, руководителей учреждений образования области и не только в свое время окончили наш университет. Можно взять и подарить миру нового нобелевского лауреата, талантливого музыканта или экономиста, а можно и нужно суметь сделать главное — учить и воспитывать детей думающими, добрыми, открытыми и любящими свои корни и традиции, свою страну. И уже сегодня можно сказать, первое или все же второе изменит мир сильнее.

Валентина БОГАТЫРЕВА, ректор Витебского государственного университета имени П. М. Машерова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter