Поиски счастья в безналичной жизни

У победы много родителей, а поражение — всегда сирота. То же самое можно сказать и о нынешнем глобальном финансовом кризисе: вроде никто не виноват, а страдают все...

У победы много родителей, а поражение — всегда сирота. То же самое можно сказать и о нынешнем глобальном финансовом кризисе: вроде никто не виноват, а страдают все.


В России, например, Сбербанк, являющийся опорным кредитором российской экономики, подумывает о том, чтобы прекратить наращивать кредитный портфель. И даже, как сообщил вчера «КоммерсантЪ», готовится ужесточить условия выдачи новых кредитов как для юридических, так и для физических лиц.


«Инвестиционные банки в их классическом виде перестают существовать, — написал сотрудникам Сбербанка его президент Герман Греф. — Крупнейшие банки и финансовые компании попали под государственное управление... В развивающихся и переходных экономиках ситуация на финансовых рынках также ухудшилась из–за вывода зарубежными инвесторами своих активов».


Из–за кризиса, по словам руководителя Сбербанка, приоритеты в деятельности банка будут изменены: «Мы отменили в нашем бизнес–плане показатели по объемам кредитования, выдвинув как приоритет надежность и гарантии обеспеченности возврата выданных нами кредитов».


Тем временем лидеры Великобритании, Германии и Италии, а также главы Еврокомиссии и Европейского центрального банка тоже решили сообща совершить «мозговой штурм», чтобы найти пути выхода из финансового кризиса.


Поводом для призывов к общеевропейским действиям, сообщает Би–би–си, стали национализации банка Bradford and Bingley, стоившая британскому правительству 14 млрд. фунтов, и банка Fortis, обошедшаяся властям Бельгии, Люксембурга и Голландии в более чем 11 млрд. евро.


По мнению эксперта Европейского центра политических исследований Карела Ланну, было бы ошибкой позволять отдельным государствам Европы решать проблемы своих банков.


«Большинство из этих банков, по крайней мере, 50 крупнейших банков Европы, давно переросло свои национальные границы», — говорит специалист.


Тем не менее Германия уже высказала свое несогласие с каким–либо общеевропейским планом, а председатель совета министров финансов еврозоны Жан–Клод Юнкер отверг идею создания европейского фонда для спасения проблемных банков.


По мнению Юнкера, Европа не нуждается в аналоге американского плана на 700 млрд. долларов для избавления банков от так называемых ядовитых авуаров.


Британский премьер–министр Гордон Браун также скептически воспринял идею об общеевропейской акции.


Впрочем, подождем окончания встречи, чтобы сделать выводы, что победит: европейская солидарность или национальные интересы каждого отдельного государства.


Вообще же, на мой взгляд, глобальный кризис тем и отличается, что он больше зависит от настроения людей, их оптимизма и способности не поддаваться панике, чем от решения политиков. Ведь причина свалившегося на головы жителей трех континентов финансового несчастья кроется, среди прочего, и в привычке искать счастье в материальных благах. Нет, я не собираюсь тут морализировать и призывать читателя к духовным богатствам. Речь о сугубо экономических категориях. Общество потребления, а оно одинаково что в США, что в Азии, что в Беларуси (все хотят машину подороже, чем у соседа), стимулирует покупательский бум, на покупки выдаются кредиты, на кредитах разбухают банки, причем особо не заботясь об обеспеченности кредитного портфеля. Это похоже на раздувание воздушного шара: он красочно сверкает, привлекает и радует, а ведь рано или поздно лопнет. Но пока не лопнул, надо начинать новую безналичную жизнь.


Компетентное мнение


Возможна ли такая ситуация у нас, что банки Беларуси прекратят или ужесточат кредитование населения или предприятий? Вот что ответил Анатолий Дроздов, начальник управления информации Национального банка:


— Нет, в настоящее время оснований для таких опасений нет. В нашей банковской системе наблюдается избыток ликвидности. Это значит, денег в белорусских банках больше, чем они могут инвестировать. Поэтому Нацбанк принял меры по сбалансированию денежного рынка. У нас динамично развивающаяся экономика, растет приток иностранной валюты в страну.


Российская ситуация несколько иная. В их банковской системе не хватает денег, потому что в связи с финансовым кризисом их нерационально использовали на фондовом рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter