Поимка взяточника - еще не победа над коррупцией

Прокуратура Беларуси, как известно, является ведущим государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.
Прокуратура Беларуси, как известно, является ведущим государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией. Противодействуя этому самому болезненному социальному явлению, прокурорские работники в минувшем году выявили не только конкретные преступления, но и ряд проблем, сопутствующих возникновению либо сокрытию коррупционных проявлений. О результатах этой деятельности мы беседуем с Генеральным прокурором Виктором ШЕЙМАНОМ.

- Виктор Владимирович, можно ли говорить, что прокуратуре удалось добиться крупных успехов в деле борьбы с коррупцией?

- Думаю, что такое утверждение будет преждевременным. Да, в прошлом году мы лучше сработали по выявлению фактов взяточничества - их было 1.180 (против 971 в 2001 году). Расследовали и направили в суд 15 уголовных дел особой сложности, связанных с оргпреступностью и коррупцией и получивших большой общественный резонанс (в 2001 году подобных дел было лишь 7). Например, весьма профессионально, результативно и в короткий срок наши следственные группы расследовали и передали в суд уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных должностных лиц - как бывших руководителей крупных предприятий, так и преступивших закон сотрудников правоохранительных органов. Значит, положительная тенденция в искоренении коррупции явно наметилась, но о более существенных сдвигах говорить пока рано. Ведь подход к раскрытию таких преступлений далеко не всегда оказывается комплексным.

- Что понимается под комплексным подходом?

- Попросту говоря, взяточника мало схватить за руку. Нужно сосредоточиться на экономической составляющей коррупции - препятствовать легализации средств, добытых преступным путем, и добиваться их возвращения в доход государства. Примером такого подхода может служить дело в отношении бывшего директора МТЗ Леонова. Следственная группа прокуратуры не только установила факты его участия в хищении продукции завода, незаконном предпринимательстве и получении взяток, но и предъявила обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму 3,3 миллиарда рублей, в легализации преступных доходов в размере 16,9 миллиона долларов США. Высокопрофессиональная организация работы по этому делу позволила выявить зарубежные счета Леонова, его жены и дочерей, на которые поступило более 18 миллионов преступно нажитых долларов. Значительная часть этих счетов по просьбе прокуратуры заблокирована в зарубежных банках. Сейчас мы проводим отдельное расследование по данному факту. Легализация доходов, нажитых преступным путем, имела место и нашла документальное подтверждение также в деле бывшего президента концерна "Белгоспищепром" Казеко - он потратил 247.500 долларов, полученных в результате незаконной деятельности, на строительство дома, приобретение гаражей и легковых автомашин.

- Но примеры столь полного расследования коррупционных преступлений пока единичны?

- В том-то и проблема. Работа по прекращению незаконной деятельности руководителей коммерческих структур, осуществляющих финансирование коррумпированных должностных лиц, надлежащим образом еще не ведется. Да и результативность деятельности по выявлению фактов легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, или невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте пока далека от желаемой. Это свидетельствует об отсутствии у некоторых работников правоохранительных органов необходимого опыта и профессионализма, а порой - и желания работать в этом направлении. Таким образом, возникает опасность превращения дела борьбы с коррупцией в некую кампанию, где основной показатель - лишь число возбужденных уголовных дел. О том, что эта угроза реальна, говорит тот факт, что областные прокуратуры в минувшем году были вынуждены, помимо основной деятельности, пресекать и факты фальсификации показателей борьбы с коррупцией со стороны областных УВД. В одной лишь Брестской области выявлено 43 случая необоснованно поставленных на учет преступлений о взяточничестве.

- Каким образом, по вашему мнению, можно скорректировать этот перекос?

- Необходимо, чтобы координирующая функция прокуратуры в деле борьбы с преступными проявлениями была востребована всеми правоохранительными органами страны. Эта функция тесно связана с регистрацией и учетом преступлений, расследованием уголовных дел, надзором за предварительным следствием и дознанием. Глава государства не случайно подчеркивал, что на прокуратуре лежит большая часть ответственности за слаженную командную работу всех звеньев правоохранительной системы. Ведь именно прокуратура ведет всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития криминальной ситуации. Эти данные позволяют выработать единые подходы и целевые мероприятия в борьбе как с коррупцией, так и с преступностью в целом. Кроме того, согласованность действий позволит значительно уменьшить число злоупотреблений и среди самих работников правоохранительных органов.

- Кстати, а сколь глубоко оказались подвержены коррупции стражи правопорядка?

- К сожалению, отдельные случаи коррупционных проявлений имели место и в этой сфере. За взяточничество и злоупотребление служебным положением были осуждены старший следователь СК МВД Шабловский, первый заместитель начальника Мозырского ГРОВД Корж, начальник ОБЭП этого же ГРОВД Самсонов, заместитель прокурора Лепельской межрайпрокуратуры Гурко, ряд других сотрудников органов. Успешное расследование этих уголовных дел стало весомым аргументом активной позиции прокуратуры по соблюдению законности в правоохранительной сфере. И эта наша позиция уже поддержана и Президентом, и парламентом - согласно изменениям, внесенным в Уголовно-процессуальный кодекс, исключительно в подследственность прокуратуры будут переданы все уголовные дела о преступлениях против интересов службы.

- Виктор Владимирович, в каких еще государственных сферах, по вашему мнению, могут совершаться подобные преступления?

- Данные наших аналитиков, прокуроров и следователей показывают, что криминогенной становится государственная граница страны. Выявлены коррупционные преступления в пунктах пропуска через границу - различные формы давления по отношению к владельцам транспортных средств и грузов с целью получения взяток. Особое беспокойство вызывает налаживание преступных связей некоторых офицеров с криминальными структурами, которые за взятки переправляют через границу нелегальных мигрантов из стран Азии и Африки. Наблюдается процесс сращивания коррумпированных должностных лиц пограничных войск и таможенных органов. К примеру, в прошлом году Белорусской военной прокуратурой были привлечены к уголовной ответственности и осуждены 13 военнослужащих Лидского погранотряда. Они незаконно пропустили на территорию страны 52 автомобиля с грузом электротехнического оборудования. Как пограничному, так и таможенному досмотру эти автомобили не подвергались.

Констатирую, что ситуация на границе обострилась. По моему приказу именно на надзоре за соблюдением законности в пограничных войсках в этом году будут сосредоточены значительные усилия Белорусской военной прокуратуры.

- А что касается таможенных органов?

- Правоохранительные ведомства слишком поздно заметили новые формы преступной деятельности работников таможенных служб. Там служит много честных и принципиальных людей, но существует и немало проблем. Анализ уголовных дел подсказывает, что кое-кто отказался от контрабандного ввоза грузов помимо пунктов таможенного оформления, разработав схемы по уклонению от уплаты таможенных платежей. Только по двум уголовным делам, расследуемым УКГБ по Могилевской и Гродненской областям, недоплата таможенных платежей составила более миллиона долларов. А ведь эти факты - лишь подтверждение тенденции аналогичных преступлений, совершенных с помощью коррумпированных таможенников. Мы не можем допустить, чтобы появилась угроза экономической безопасности. И это заставляет глубоко задуматься: а тот ли путь мы выбрали в борьбе с коррупцией в таможенных органах?

- Хорошо известно, что руководство таможенного комитета очень принципиально относится к фактам преступных проявлений. Тем не менее читателей интересует ваш взгляд на проблемы, связанные с таможней.

- Даже если в ближайшее время будут возбуждены десяток-другой уголовных дел в этой сфере, проблема не решится. Ее истоки глубже. Схемы уклонения от уплаты платежей разработаны и действуют, подкреплены различными методами ухода от ответственности.

Проблема доказательства вины сотрудников таможни в злоупотреблениях при таможенном оформлении грузов состоит в том, что, согласно этим актам, при выпуске товаров в свободное обращение таможенники могут, а не обязаны проверить соответствие груза заявленному в таможенной декларации. Это право некоторые очень широко и, надо полагать, небескорыстно используют, выпуская в свободное обращение бытовую технику или компьютеры, как облицовочную плитку - с низкой таможенной стоимостью. То есть не проверяют соответствие заявленной таможенной стоимости груза его реальной стоимости.

В такой ситуации пока единственными мерами борьбы могут стать систематические контрольные перепроверки поступающих грузов. Кроме того, необходимо выработать критерии оптимальной нагрузки таможенных инспекторов по выборочной проверке соответствия растаможенного груза заявленному в декларации.

Эти меры, как и все прочие вопросы об исполнении законодательства по борьбе с коррупцией, будут составлять приоритетную задачу органов прокуратуры в 2003 году. Надеюсь, в конце года я смогу дать вашей газете более оптимистичное интервью.

P.S. К сожалению, за рамками нашего разговора остались очень многие направления активной деятельности прокуратуры - по общему надзору за соблюдением законности в агропромышленном секторе экономики и в банковской сфере, за исполнением законодательства о приватизации и об обращениях граждан, за своевременной выплатой заработной платы и обеспечением других законных прав жителей страны. Каждый из этих вопросов является отдельной серьезной темой, которые обязательно будут освещены на страницах "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter