Погуляйте, хлопцы. Пока...

На многих предприятиях к работе со студентами–практикантами относятся формально
На многих предприятиях к работе со студентами–практикантами относятся формально

Программа обучения в колледжах, к примеру, Могилева продумана так, чтобы, закончив учебу, ребята становились полноценными специалистами: несколько месяцев теории, потом несколько месяцев практики, потом снова теория, потом опять практика. Но когда приходит время производственной практики, могилевские предприятия и организации, с которыми сотрудничают колледжи, как правило, берут к себе не всех студентов, приходится некоторым ребятам подыскивать временные рабочие места самостоятельно. Одним из таких бедолаг оказался и Иван Лазарев (фамилия изменена).

Работу он нашел. Но когда однокурсники–практиканты хвастались, что им даже платят небольшую зарплату, Ваня только тяжело вздыхал. Парню, приехавшему учиться в Могилев из райцентра и жившему в общежитии, деньги были нужны куда больше, чем могилевчанам, о которых ежедневно заботились мамы с папами. Хотел он уже спросить у руководства, почему так, но позвонила мать и отговорила:

— Молчи, сынок, а то на тебя рассердятся и вообще выгонят.

Зато когда закончилась практика, вдруг выяснилось, что и у Ивана есть чем похвастаться. Друзьям его хоть и платили, да никто, оказывается, ими толком не занимался. Ивану же достался руководитель добросовестный, который постарался обучить парня всему, что знал сам.

Будущий программист Валерий проходил практику на заводе. Относились к нему весьма прохладно, а пожаловаться было некому, потому что родственница студента и так с большим трудом уговорила заводское начальство взять его к себе. Когда что–то не ладилось, он звал специалиста, за которым его закрепили. Тот подходил к столу с недовольной гримасой, нажимал клавиши компьютера и тут же шел заниматься своими делами. Проделывал это опытный программист так сноровисто, что его подопечный не успевал уследить за натренированными пальцами, когда же робко просил что–то объяснить, мужчина морщился, открывал книгу и отмечал карандашом нужный абзац. Молодой человек добросовестно все читал, но, когда пробовал выполнить книжные рекомендации, получалась чепуха. В общем, ничего, кроме чувства неуверенности в своих силах, практика Валерию не дала. Судя по всему, наставник тоже не нашел у парня особых способностей.

Юру и Максима, наоборот, встретили на заводе как родных: и колбасой угощали, и яблоками из сада, вот только к станкам не пускали: «Молодые вы еще, хлопцы, успеете наработаться, а пока гуляйте». Так и гуляли они с утра до вечера по цеху. «Конечно, работяги боялись, что поранимся, а с них спросят, — обиженно говорили ребята. — И работаем мы медленнее, чем они. Но ведь в свое время их тоже кто–то учил».

Вчерашних студентов неохотно берут на работу, потому что у них нет опыта. А откуда опыту взяться?

Директор Могилевского регионального центра занятости населения Нина Мельникова считает, что в обучении рабочей специальности должна преобладать производственная практика, а не теория.

Еще в 1991 году Нина Павловна ездила во Францию знакомиться с опытом обучения безработных. Она не увидела там аудиторий, весь учебный процесс проходил в мастерских, там же стояли столы и стулья. У нас наоборот: большие классы и аудитории и скромная производственная база. Потому и жалуются на могилевских заводах, что новичков «с улицы» и тех, кто уже обучался специальности по 2 — 3 года в училищах, приходится одинаково всему учить заново.

В управлении образования Могилевского облисполкома рассказали, что в каждом учебном заведении есть кураторы, которые бывают на производстве, следят за прохождением практики, да и специалисты управления образования держат эти вопросы на контроле. Студенты проходят практику на основании договоров, а договоры хранятся в учебных заведениях. Вообще, преподаватели стараются договариваться с производственниками, чтобы оплачивали труд ребят. Во–первых, студенты всегда нуждаются в деньгах, во–вторых, если работа оплачивается, выше ответственность предприятия перед практикантом и практиканта перед работодателем.

За средними учебными заведениями Могилевской области закреплены 85 базовых организаций и предприятий, на которых ребята из года в год постигают азы своих профессий. Их сотрудники хорошо знакомы с программами колледжей, и потому недоразумения возникают редко. Но, если практикантам приходится трудоустраиваться самостоятельно (а это встречается на каждом шагу), бывает всякое.

В местных вузах тоже есть сотрудники, отвечающие за практику. Следят, контролируют, принимают меры. Но за каждым наставником не уследишь.

Я обзвонила с десяток могилевских заводов, и везде уверяли, что к студентам относятся внимательно, что все парни и девчонки, заканчивая практику, благодарят и просятся на постоянную работу. Последнее, кстати, ни о чем не говорит, вчерашних студентов берут на работу неохотно, и проситься они могут вовсе не потому, что всем довольны. Когда же я интересовалась, в чем выражается внимательное отношение, мне начинали перечислять меры по охране труда. Да, с охраной труда молодежи на могилевских заводах порядок, а вот с обучением профессиональным приемам и навыкам – не везде.

Иногда производственники пытаются сваливать вину на самих практикантов: мол, ничего не спрашивали, ничем не интересовались. Конечно, студенты бывают разные, в каждом вузе и колледже есть и отличники, и двоечники. Но на то и кураторы, мастера, наставники, чтобы заинтересовать молодежь, показать свою профессию в самом выгодном свете.

Когда я попросила Нину Мельникову прокомментировать истории с программистом Валерием, с рабочими Юрой и Максимом, она высказала предположение, что, возможно, руководители практики вовсе не отлынивали от своих обязанностей, а просто не умели передать опыт. А ведь действительно встречаются специалисты высочайшего класса, абсолютно не умеющие передавать свое мастерство другим. И наоборот, из середнячков нередко получаются прекрасные «учителя». Это тоже надо учитывать при подборе ответственных за обучение на производстве.

Конечно, в первую очередь с директоров заводов требуют производственных показателей, достойной зарплаты для сотрудников, соблюдения правил техники безопасности и природоохранного законодательства. До практикантов у многих просто не доходят руки. А ведь производственники должны всегда помнить, что даже самые опытные специалисты рано или поздно станут пенсионерами и им придется искать замену. Так, может, уже сегодня нужно начинать готовить новые кадры не для кого–то, а для себя? Тогда и отношение к их подготовке станет другим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter