Пограничное состояние
05.05.2009
Еще раз о законе гостеприимства
Готовы ли мы к этому? Гостей ведь нужно встретить достойно. А сможем? Чтобы найти ответ на этот вопрос и оценить уровень приграничной инфраструктуры, мы отправились в пограничную Брестскую область.
...Пограничный переход «Варшавский мост» только в одну сторону каждые сутки пересекают в среднем 2.200 легковых автомобилей и туристических автобусов. Реконструкция перехода закончилась полтора года назад. Теперь это современный комплекс. Водители, выехав за пределы контрольно–пропускного пункта, могут перекусить в уютных кафешках, обменять деньги, принять душ, заправить машину, оформить на нее страховку, купить запчасти, получить медицинскую помощь. Быстро и удобно!
А вот как быть «дальнобойщикам», которые по многу часов ждут очереди? Вопрос интересный. На пункте пропуска «Козловичи — Кукурыки» в другом конце Бреста собрался не один десяток большегрузных машин. Возле них курят водители. Ждут таможенного оформления.
— Конечно, уровень здесь очень даже неплохой, — говорит один из них. — С другими не сравнить. Например, на некоторых переходах белорусско–украинской границы с той стороны нет даже туалета... Но и здесь не помешали бы столовая, небольшой магазин. Выпить чашечку кофе, лампочку в фаре поменять...
Вполне возможно, эти проблемы решатся уже в следующем году, когда завершится модернизация пункта пропуска «Козловичи — Кукурыки».
— Преимущества этих пограничных переходов в том, что они расположены рядом с Брестом, — считает заведующий сектором комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Валерий Хведынич. — В городе запросто можно и поесть, и переночевать.
Всего в 130 километрах от Бреста картина посложнее. В Ивановском районе находится один из самых крупных пунктов пропуска на белорусско–украинской границе — «Мохро». Именно через него многие едут на популярный рынок, расположенный в городе Хмельницком.
...От райцентра до пограничного перехода 23 километра. Дорога до границы узкая и извилистая. Лес, несколько деревень — и никакого сервиса! На протяжении всего пути ни одной заправки или кафе. Не дай Бог что случится...
Нужны ли они тут? Мнения разделились. Некоторые утверждают, что прибыли они не принесут. Мол, «челноки» стремятся как можно быстрее попасть на рынок. Им не до остановок. А «дальнобойщики» едут сюда в основном с пустыми фурами: не хотят стоять в очередях на белорусско–украинской границе.
Это мнение подтверждает и продавец единственного кафе в деревне Мохро.
— Никто из приезжих к нам не заходит. Только местные жители. Почему? А вы взгляните на ассортимент. Горячее мы не готовим. Нет возможности. Раньше недалеко от нас была столовая, но ее почему–то закрыли.
— Через два года тут запланирована реконструкция, — говорит руководитель пресс–службы Пинского погранотряда Михаил Бут–Гусаим. — Тогда и появятся объекты придорожного сервиса.
Выходом из ситуации могло бы стать привлечение частных компаний. Однако некоторые высокопоставленные хозяйственники не сильно стремятся к сотрудничеству. Мол, частников пускать опасно: все–таки режимная зона. Есть концепция развития приграничной инфраструктуры до 2015 года, по ней и работаем.
— Конечно, есть и проблемы, — рассуждает Валерий Хведынич. — Например, не хватает финансовых средств. Однако радует, что работы по реконструкции границы не заморожены. Они планомерно ведутся. Правда, не такими темпами, как хотелось бы: где–то быстрее, где–то медленнее.
...И все–таки, даже на беглый взгляд журналиста, граница постепенно обустраивается: на радость водителям модернизируются пункты пропуска, строятся новые кафе и заправки. Дело стратегически важное. Ведь не только встречают, как говорится, по одежке, но хорошая современная инфраструктура развивает бизнес. А это — налоги, новые рабочие места, динамика. Не зря говорится, что граница — бойкое место!