Мат в Сети: можно ли Интернет-площадки считать общественным местом

Поговорим приватно

Все чаще общедоступные социальные сети, группы и паблики становятся опасными для детей и подростков, возмущают потоком нецензурщины и откровенной похабностью. Журналист «Р» пыталась найти границы морально допустимого и разобраться: можно считать интернет-площадки общественным местом или нет?

Типичное хамство
Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Открываю популярный у витебчан паблик «Это Витебск, детка! (Типичный Витебск)», размещенный в социальной сети ВКонтакте. Число подписчиков — свыше 123 тысяч человек. Солидная аудитория. Общий тираж областных газет — примерно вдвое меньше.

Кто-то выложил видеоролик: пьяный мужчина ломится в закрытую дверь. Снимают двое прямо из машины. Меня возмутило вовсе не поведение расстроенного покупателя, бывшего подшофе, а комментарии «операторов» видеосъемки. За две минуты беспрерывного диалога двое молодых людей, обсуждающие поведение нетрезвого гражданина, практически не произнесли ни единого цензурного слова. Зато из вариаций пяти-семи нецензурных были удивительным образом составлены даже сложносочиненные предложения. Да, внизу под роликом стоит предупреждение: осторожно, ненормативная лексика! Вот только кого оно удержит? Подростков, шныряющих по сети? Скорее, наоборот, привлечет.

Так же, как привлекают и многочисленные комментаторы новостей, которые не стесняются в выражениях. Полистав странички паблика, сама побоялась забыть литературную речь. Десятки витебчан как будто получают особое наслаждение, набирая на клавиатуре соленые словечки. Их странички вовсе не фейковые. Реальные. Вот папа двух сынишек, 7 и 10 лет, изощренно упражняется в сквернословии. Не стесняется в выражениях и девушка, чинно вписавшая к себе в личную информацию сведения о папе и маме. Ох, посмотрели бы родители, на каком языке разговаривает в сети их любящая доченька!

Общество реальное, место виртуальное

Звоню в УВД Витебского облисполкома и задаю вопрос: интернет-площадка, на которой ежедневно «тусуются» десятки тысяч человек, — это общественное место или нет? С ответом заминка. Ситуация получается неоднозначная. Если судить по количеству присутствующих людей — вроде бы общественное. А если по виртуальности происходящего — нет. Да, если человек будет ругаться матом на улице, его накажут. А если в интернете… Кого отнести к пострадавшим? Вот если, предположим, я лично напишу заявление в отношении Андрея К., оскорбившего мои светлые чувства потоком брани, — его привлекут. Как уже привлекли в Витебске гражданина, допустившего оскорбительные высказывания в отношении судьи, «неправильно» якобы его судившего. Обвиняемый написал несколько нелестных слов в ВКонтакте и за это теперь вынужден выплатить 3,5 тысячи долларов. А если я, вы и все мы заявлений писать не станем и жаловаться никому не будем? Привлекать, получается, не за что. Комментатор, использовавший безадресную ненормативную лексику, ничего не нарушил?

Хорошо, допустим: беру мелок и на заборе рисую пару «нехороших» слов — меня за это накажут без заявлений проходящих мимо граждан? Да, накажут. За хулиганство. А если я то же самое напишу не на заборе, мимо которого пробежит максимум 10—20 человек, а в открытом интернет-сообществе, посещаемом более чем 100 тысячами граждан, — ответственности не подлежу? Даже в том случае, если найти меня можно без проблем: вот она, страничка, со всеми контактами и координатами? В милиции отвечают: нет.

Это только мне кажется, что такое положение вещей — полный абсурд и чья-то серьезная недоработка? Насколько пополнилась бы государственная казна, если бы каждый «интернет-матерщинник» выплатил хотя бы по одной базовой в бюджет? Да и в том же «Типичном Витебске» есть модератор-администратор, который пропускает эту грязь на всеобщее обозрение. Кто призовет его, создателя сообщества или группы, которые вполне тянут на статус средства массовой информации (так как занимаются перепечаткой всех более-менее важных материалов из других изданий, публикуют информацию милиции, МЧС и других структур), к ответственности?

Может быть, управление идеологической работы Витебского облисполкома знает, как решить проблему? Здесь со мной согласны: порядок нужно наводить, но как? Соцсети и созданные в них сообщества — страна в стране. Где найти создателя или модератора? Предположим, он вообще сидит за рубежом. Специалистов и оборудования, чтобы вычислить IP-адреса и другие координаты, в управлении нет. А значит, и мониторить его бессмысленно. По мнению идеологов, к этому вопросу нужно подходить сообща, комплексно и на республиканском уровне.

Больше склок — больше денег

Изучаю новостное интернет-пространство. На просторах упомянутой выше соцсети есть еще «Это Могилев, детка!», «Это Гомель, детка!», «Это Гродно, детка!», «Типичный Брест». Как близнецы, похожие друг на дружку, — единый дизайн, идентичное оформление. Общее количество подписчиков этих сообществ с учетом Витебска — почти 250 тысяч человек. Кто-то зарабатывает немалые деньги на нашей интернет-активности, а потому и старается максимально увеличить аудиторию, любыми способами подогреть интерес посетителей.

Да, хорошо, когда в одном месте можно узнать все события города, обсудить проблемы, поднять важные вопросы. Но чувство меры быть должно! Не знаю, позволяют ли модераторы других групп такие «шалости» посетителям, как в Витебске, но становится понятно: в любом случае эту сферу как-то нужно контролировать. Не в ущерб интернет-пользователям, конечно, а во их благо. На днях ссылку на одно из опубликованных в соцсети объявлений пришлось перекинуть сотрудникам милиции. Какой-то Александр Мельников сообщает на весь мир, что остро жаждет познакомиться с властной девушкой от 18 до 40 лет. Заботливо предупреждает, что его страница может содержать материалы эротического и сексуального характера. Вот только любителям клубнички (и не любителям — тоже) на страничку пользователя даже заходить нет надобности — в качестве аватарки выставлено откровенно порнографическое фото. Просмотров — около тысячи! Сейчас поисками «ухажера» занимаются специалисты.

А что делать нам, рядовым наблюдателям, вынужденным раз за разом проглатывать интернет-грязь? Вообще не пользоваться соцсетями? Или начинать уважительно относиться друг к другу, и прежде всего — к самим себе? Моральные законы, как и гражданские, никто не отменял.

a_veresk@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter